Фото Натальи Губенаторовой.
Правильно выбранная стратегия противодействия СПИДу привела к тому, что российский мегаполис стал одной из самых биобезопасных мировых столиц
В Российском университете дружбы народов (РУДН) у студентов-медиков состоялся открытый диалог с врачами столичной службы борьбы со СПИДом – о том, какая профилактика помогает сдерживать развитие эпидемического процесса, а какая – его провоцирует. Корреспондент «НГ» также приняла участие в дискуссии во время ежегодного фестиваля «Конструктор здоровья». А заодно – прошла тестирование на ВИЧ.
«Формат таких встреч объективно очень востребован, – поделился руководитель профилактического направления Московского центра СПИД, врач-инфекционист Тимур Бессараб. – У молодежи, не только у профессиональной – мы можем судить по встречам со студентами всех ведущих московских вузов, колледжей и старшими школьниками, огромный запрос на то, чтобы получить возможность прямого контакта с экспертами, которым удается обеспечивать реальный контроль над ситуацией с ВИЧ-инфекцией. Они готовы к открытому диалогу на самые сложные и важные темы. И мы с радостью развиваем это сотрудничество».
По словам экспертов, из года в год происходит определенная перезагрузка профилактических идей и подходов. При этом много лет они служат ключевому принципу столичной службы борьбы со СПИДом – здравому смыслу. Именно так и звучит главный девиз всех тематических молодежных мероприятий: «Москва против СПИДа! Территория здравого смысла». Вполне, кстати, мог бы быть фанатской «кричалкой».
«Здравый смысл в данном случае подразумевает сочетание научной обоснованности и медицинской целесообразности с ценностными основаниями поведения людей, – поясняет врач-инфекционист МГЦ СПИД Елена Белова. – Когда в 1999 году вся Москва оказалась «обклеена» плакатами «Безопасный секс – мой выбор», мы, как врачи, буквально схватились за головы, понимая, какую колоссальную опасность нашим детям несет такая пропаганда удовольствий. Тем более – на фоне того сбивавшего с ног «ветра свободы», который в конце 1990-х годов и так приводил к зашкаливающим значениям эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. Мы безотлагательно создали и запустили ответную концепцию «Безопасного секса» – не бывает!», которая, как показала историческая перспектива практически в четверть века, заложила основу всей столичной профилактической стратегии. Постепенно, в рамках ее эволюции, сложилась формула «Любовь. Верность. Безопасность» как опорная в профилактике СПИДа. А главное – работающая».
Действительно, цифры уменьшения числа новых случаев заболевания ВИЧ-инфекцией среди московских подростков и молодежи сегодня по сравнению с 1999 годом выглядят впечатляюще: в возрастной группе 15–17 лет речь идет о 50-кратном снижении, в возрастной группе 18–24 лет – о 20-кратном. Выходит, миф о «всемогущем презервативе» как о единственном надежном средстве защиты жизни и здоровья, как говорится в информационных материалах антиСПИД-службы, действительно оказался всего лишь мифом?
К слову, когда будущие врачи из разных стран и сегодняшние московские врачи-инфекционисты вступили в дискуссию о «свободе личности» и ее границах сегодня с точки зрения опасности инфицирования ВИЧ, оказалось, что широкого поля для дискуссии и нет. Потому что и для тех и для других свобода должна быть созидательной и наполняющей жизнь, позволяющей быть счастливым и наполненным. А эйфория от возможности позволить себе риск дает лишь иллюзорную вспышку, далекую от настоящей радости и здорового будущего.