Жизнь с ВИЧ ассоциируется с риском развития бессоницы

Жизнь с ВИЧ-инфекцией может приводить к увеличению риска развития хронической бессонницы

pic
Жизнь с ВИЧ ассоциируется с риском развития бессоницы Жизнь с ВИЧ-инфекцией может приводить к увеличению риска развития хронической бессонницы

Люди, живущие с ВИЧ, более чем в пять раз чаще сообщают о бессоннице, чем соответствующие ВИЧ-отрицательные контрольные группы, согласно исследованиям из Англии и Ирландии, опубликованным в журнале Open Forum Infectious Diseases. Бессонница у людей с ВИЧ ассоциировалась с более низким качеством жизни и в большинстве случаев не диагностировалась и не лечилась. В целом, 21% людей с ВИЧ имели бессонницу по сравнению с 5% ВИЧ-отрицательных контрольных групп. Но не было никакой разницы в зависимости от ВИЧ-статуса в распространенности синдрома беспокойных ног и апноэ во сне, двух других хорошо известных расстройств сна.

“Мы обнаружили, что люди с ВИЧ подвергаются значительно повышенному риску бессонницы", - комментируют авторы. “Более того, несмотря на высокую распространенность бессонницы среди наших участников исследования людей с ВИЧ, менее трети из этих участников сообщили, что когда-либо были диагностированы или лечились от бессонницы. Эти результаты имеют несколько важных клинических последствий.” Эти последствия включают в себя скрининг людей с ВИЧ на бессонницу и предложение соответствующего лечения, хотя, как признают исследователи, эффективность традиционного лечения бессонницы не была проверена на людях с ВИЧ.

Поэтому доктор Кен Кунисаки и группа исследователей из Ирландии, Англии и США разработали исследование, в котором сравнивали распространенность трех общих проблем со сном – бессонницы, синдрома беспокойных ног и апноэ во сне – между людьми с ВИЧ и ВИЧ-негативной контрольной группой. Наличие бессонницы и синдрома беспокойных ног оценивали с помощью опросников, в то время как апноэ во сне оценивали с помощью небольшого устройства для контроля уровня кислорода в крови, надеваемого на ночь участниками исследования. Качество жизни оценивалось с помощью вопросников. Все участники были включены в исследование POPPY (Фармакокинетика и клинические наблюдения у людей старше пятидесяти лет) - проспективное когортное исследование с участием людей с ВИЧ и группы сравнения с ВИЧ-негативным диагнозом, зарегистрированное в клиниках ВИЧ и сексуального здоровья в Англии и Ирландии. В этом исследовании изучаются последствия старения с ВИЧ в эпоху современного лечения.

Участники исследования сна состояли из 357 человек с ВИЧ (246 в возрасте 51 года и старше; 111 в возрасте от 18 до 50 лет) и 126 ВИЧ-негативных контрольных групп, все в возрасте 50 лет и старше. Среднее количество CD4-клеток среди ВИЧ-позитивных участников было нормальным примерно на уровне 600, и более 90% имели неопределяемую вирусную нагрузку. О бессоннице сообщили 21% пожилых ВИЧ-позитивных участников, 23% молодых людей с ВИЧ и 5% ВИЧ-отрицательных контролей. Распространенность других нарушений сна была несколько ниже.

Синдром беспокойных ног был зарегистрирован у 16% пожилых людей с ВИЧ, у 8% молодых ВИЧ-позитивных участников и у 14% ВИЧ-отрицательной контрольной группы. Апноэ во сне было еще более редким явлением, присутствующим у 7% и 4% пожилых и молодых людей с ВИЧ соответственно, а также у 8% контрольной группы. По крайней мере одно нарушение сна было зарегистрировано 30% людей с ВИЧ (независимо от возраста) по сравнению с 19% из контроля. Две или более проблемы со сном наблюдались у 7% пожилых людей с ВИЧ, 2% молодых ВИЧ-позитивных участников и 4% ВИЧ-отрицательных контрольных. После учета других факторов риска нарушений сна авторы подсчитали, что жизнь с ВИЧ ассоциируется с более чем пятикратным увеличением вероятности бессонницы (скорректированное отношение шансов = 5,26; 95% Ди 2,15-12,85). Но наличие ВИЧ не было связано с повышенным риском развития синдрома беспокойных ног или апноэ во сне.

"По крайней мере одно нарушение сна было зарегистрировано у 30% людей с ВИЧ по сравнению с 19% в контроле."

"Основное лечение бессонницы, когнитивно-поведенческая терапия бессонницы (КПТ-I), является высокоэффективным”, - отмечают авторы. “Но есть скудные данные о КПТ-I у людей с ВИЧ, населения, которое может потребовать индивидуального КПТ-I из-за биологических факторов (например, стойкое нейровоспаление, несмотря на эффективное подавление вируса), социальных факторов (например, высокое бремя стигматизации и психических расстройств) и полипрагматизма.” Они также отмечают, что бессонница у людей с ВИЧ также может быть побочным эффектом некоторых антиретровирусных препаратов, таких как эфавиренз и ингибиторы интергразы. "Люди с ВИЧ примерно в 5 раз чаще, чем соответствующие ВИЧ-отрицательные средства контроля, отвечают критериям бессонницы, однако немногие сообщают о предварительной диагностике и лечении бессонницы”, - заключают авторы. "Дальнейшие исследования должны быть сосредоточены на патогенезе бессонницы у людей с ВИЧ и разработке эффективных стратегий скрининга и вмешательства для людей с ВИЧ."

Источник