Южноафриканское исследование показало большую инсулинорезистентность и худшие метаболические профили у детей с ВИЧ

Дети с ВИЧ, получавшие антиретровирусную терапию с раннего детства имели значительно выше инсулинорезистентность и метаболический профиль хуже, чем у детей с ВИЧ без АРТ из одной и той же общины и могут иметь больший риск развития сахарного диабета 2 типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Сообщило исследование, проведенное в Южной Африке сообщили на прошлой неделе, 11-го Международного общества по СПИДу конференции по ВИЧ.

Дети с ВИЧ, получавшие антиретровирусную терапию с раннего детства имели значительно выше инсулинорезистентность и метаболический профиль хуже, чем у детей с ВИЧ без АРТ из одной и той же общины и могут иметь больший риск развития сахарного диабета 2 типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Сообщило исследование, проведенное в Южной Африке сообщили на прошлой неделе, 11-го Международного общества по СПИДу конференции по ВИЧ.

Резистентность к инсулину развивается, когда клетки мышц и органов, таких как печень, плохо реагируют на инсулин и недостаточно эффективно поглощают глюкозу из крови. Чтобы компенсировать это, поджелудочная железа вырабатывает больше инсулина. В конечном счете, выработка инсулина может не поспевать за повышением уровня глюкозы. Это приводит к развитию "преддиабетического" состояния и метаболического синдрома.

Резистентность к инсулину может привести к развитию нескольких серьезных заболеваний, включая диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и инсульт. Резистентность к инсулину также повышает риск некоторых видов рака, включая рак мочевого пузыря, молочной железы, толстой кишки, шейки матки, поджелудочной железы, предстательной железы и матки.

Как ВИЧ, так и некоторые антиретровирусные препараты, используемые при лечении ВИЧ, могут вызывать резистентность к инсулину. Резистентность к инсулину также развивается у людей с избыточным весом. Увеличение веса часто происходит после начала антиретровирусного лечения. Некоторые люди, особенно те, кто принимает тенофовир алафенамид (ТАФ) и ингибитор интегразы, могут набрать значительное количество веса и стать избыточным весом или ожирением.

Однако крупные когортные исследования в Соединенных Штатах и Франции не показали повышенного риска развития резистентности к инсулину или диабета у людей, принимающих ингибиторы интегразы. Женщины в Ботсване, принимавшие наиболее широко используемый ингибитор интегразы (долутегравир) во время беременности, имели более низкий риск развития гестационного диабета, чем женщины, принимавшие эфавиренз.

Резистентность к инсулину у детей с ВИЧ может привести к развитию метаболического синдрома и диабета 2 типа в подростковом или раннем взрослом возрасте, повышая риск сердечно-сосудистых заболеваний. Неясно, в какой степени ВИЧ или антиретровирусные препараты повышают риск инсулинорезистентности и нарушений обмена веществ у детей.

Для изучения этих вопросов Клэр Дэвис из Стелленбошского университета в Кейптауне, Южная Африка, и ее коллеги из Южной Африки и Соединенных Штатов изучили детей с ВИЧ, которые участвовали в двух испытаниях раннего антиретровирусного лечения для младенцев и маленьких детей (CHER и P1060).

Метаболические изменения в период с 2014 по 2020 год у 141 участника исследования были сопоставлены с контрольной группой из 169 ВИЧ-инфицированных детей без ВИЧ (т. е. детей ВИЧ-положительных матерей) и 175 ВИЧ-инфицированных детей без ВИЧ (т. е. детей ВИЧ-отрицательных матерей). Контрольные группы были набраны из общин, в которых проходил судебный процесс.

Дети проходили метаболический и сердечно-сосудистый мониторинг один раз в год. Исследователи регистрировали уровни инсулина и глюкозы в крови, кровяное давление, уровень триглицеридов, холестерина ЛПВП и ЛПНП, а также измеряли массу жира с помощью сканирования DEXA. Дети внесли в анализ медиану из трех измерений.

На исходном уровне дети с ВИЧ были значительно моложе детей в контрольных группах (медиана 8,7 лет по сравнению с 9,4 и 9,2 годами в контрольных группах, р Дети без ВИЧ, не подвергшиеся воздействию ВИЧ, с меньшей вероятностью были чернокожими, чем другие дети в исследовании (P Дети с ВИЧ принимали антиретровирусную схему, состоящую из зидовудина, ламивудина и либо лопинавира /ритонавира (83%), либо ненуклеозидного ингибитора обратной транскриптазы (20%).

Основным результатом исследования был средний уровень резистентности к инсулину (HOMA-IR). Многомерный анализ показал, что среднее значение HOMA-IR было на 14% выше у детей с ВИЧ по сравнению с неэкспонированными ВИЧ детьми без ВИЧ (95% доверительный интервал 1,03-1,25, р Резистентность к инсулину и другие метаболические показатели существенно не отличались между ВИЧ-отрицательными детьми, которые подвергались или не подвергались воздействию ВИЧ.

Среднее соотношение триглицеридов к холестерину ЛПВП (маркер повышенного сердечно-сосудистого риска; инсулинорезистентность снижает уровень "хорошего" холестерина ЛПВП) было на 49% выше у детей с ВИЧ по сравнению с детьми, не подвергавшимися воздействию ВИЧ, без ВИЧ (95% ДИ 1,36-1,63)

У детей с ВИЧ была более низкая масса жира, чем у детей, не подвергшихся воздействию ВИЧ, без ВИЧ (-9%, 95% ДИ от -18% до -0,01%).

Когда на основе наблюдаемых изменений была спрогнозирована эволюция средних метаболических показателей с течением времени, резистентность к инсулину росла до 13 лет, а затем немного снизилась, но соотношение триглицеридов к холестерину ЛПВП продолжало снижаться с возрастом.

Одно из ограничений исследования заключается в том, что из-за среднего возраста исследуемой популяции и объема данных последующего наблюдения результаты исследования могут не в полной мере отражать изменения в период полового созревания и их влияние на чувствительность к инсулину. Она отметила, что только 9% участников достигли заключительной стадии полового созревания к своему последнему учебному визиту. Хотя подростки могут испытывать улучшение чувствительности к инсулину по мере взросления, она отметила, что в других исследованиях было показано, что допубертатная инсулинорезистентность позволяет прогнозировать подростковую инсулинорезистентность.

Дети и подростки должны тщательно обследоваться на предмет субклинических сердечно-сосудистых заболеваний и получать соответствующие профилактические мероприятия, заключила она.

Источник