Увеличение веса после перехода на новую антиретровирусную комбинацию является обычным явлением, особенно после перехода с эфавиренца или более старой рецептуры тенофовира, но большая часть прироста веса является умеренным и происходит в течение первого года после перехода, как показывает обзор 12 крупных клинических испытаний.
Фото: Blue_Deep/Shutterstock.com
Увеличение веса после перехода на новую антиретровирусную комбинацию является обычным явлением, особенно после перехода с эфавиренца или более старой рецептуры тенофовира, но большая часть прироста веса является умеренным и происходит в течение первого года после перехода, как показывает обзор 12 крупных клинических испытаний.
Результаты показывают, что некоторые старые антиретровирусные препараты могут оказывать подавляющее вес действие, что может объяснить некоторое увеличение веса, наблюдаемое после перехода на новый режим. Результаты исследования опубликованы в журнале Clinical Infectious Diseases.
Однако антиретровирусные препараты не являются единственным фактором, связанным с увеличением веса у людей, начинающих лечение. Более низкое количество CD4, черная раса, женский пол и базовый вес также связаны с увеличением веса, и неясно, насколько каждый из этих факторов способствует риску увеличения веса или как они могут привести к увеличению веса. Часть веса, набранного после начала лечения, может быть эффектом "возвращения к здоровью", особенно у людей с более распространенным ВИЧ-заболеванием или более низкой массой тела.
Чтобы разобраться в влиянии лекарств и отдельных факторов, некоторые исследователи предложили посмотреть на исследования людей, которые переходят с одного режима на другой, поскольку эта группа людей уже испытала любое "возвращение к здоровью" увеличение веса на своем первом антиретровирусном режиме.
Для изучения этого вопроса международная группа исследователей проанализировала изменения веса в 12 проспективных рандомизированных исследованиях, в которых участники перешли по крайней мере на один новый антиретровирусный препарат. Все участники исследования имели вирусную нагрузку ниже 50 копий/мл в течение не менее трех месяцев на момент переключения.
Все исследования были спонсированы Gilead Sciences. Четыре исследования исследовали переход на Генвою (элвитегравир, кобицистат, эмтрицитабин и ТАФ), четыре исследования исследовали переход на Биктарви (биктегравир, эмтрицитабин и ТАФ) и два исследования на Одефси (рилпивирин, эмтрицитабин и ТАФ). Два исследования сравнивали пребывание на режиме, содержащем тенофовир дизопроксил фумарат (TDF), с переходом на режим, содержащий TAF. Существовало значительное разнообразие в предыдущих схемах лечения участников.
Объединенный анализ включал 4166 человек, которые перешли на другое лечение, и 3150 человек, которые продолжили свой существующий режим. Участники внесли свой вклад в 11 456 человеко-лет наблюдения в семи исследованиях продолжительностью 96 недель и пяти исследованиях продолжительностью 48 недель.
Популяционные характеристики были схожи в большинстве исследований – примерно 85-90% мужчин, более двух третей белых и по крайней мере две трети в возрасте 35 лет и старше – за исключением двух исследований. Одно исследование Биктарвы набирало только женщин, и 37% участников были чернокожими, в то время как исследование Генвоя набирало участников только старше 60 лет.
В ходе клинических испытаний вес измеряли каждые 12 недель. Анализ объединенных данных исследования показал, что участники, переключившиеся на лечение, набрали медиану 1,6 кг (IQR -0,5, +4 кг) к 48-й неделе и 2 кг (IQR -0,5, +5,2 кг) к 96-й неделе. Те, кто остался на прежнем режиме, набрали 0,4 кг (IQR -1,8, +2,4 кг) к 48-й неделе и 0,5 кг (-1,9, +3,1 кг) к 96-й неделе.
Количество веса, набранного большинством участников, было скромным и вряд ли окажет какое-либо долгосрочное влияние на здоровье.
Доля участников, страдавших ожирением (индекс массы тела 30 и выше), увеличилась с 21% в группе переключения до 25% через 96 недель, но осталась прежней (21%) у тех, кто не переключался.
Наличие недостаточного веса или нормального веса на исходном уровне было связано с большим увеличением веса (+0,8 кг), чем ожирение. Люди в возрасте 35 лет и менее набрали больше веса, чем пожилые люди (+0,4 кг). Никакие другие исходные факторы не были связаны с увеличением веса.
Когда были проанализированы ассоциации между специфическими антиретровирусными препаратами и увеличением веса, следующие переключатели были связаны со значительным увеличением веса по сравнению с пребыванием на существующем режиме:
- Переход с эфавиренца на рилпивирин
- Переход с эфавиренца на элвитегравир/кобицистат
- Переход с элвитегравира/кобицистата на биктегравир
- Переход с тенофовира дизопроксила фумарата (TDF) на тенофовир алафенамид (TAF)
- Переход с абакавира на ТАФ.
“Остается неясным, связано ли это с потерей подавляющего вес эффекта предыдущих схем или с эффектом увеличения веса новой схемы."
Но переход с рилпивирина на элвитегравир/кобицистат был связан со значительной потерей веса по сравнению с сохранением существующего режима.
Прибавка в весе не менее 10% произошла всего у 5% участников. После контроля исходных характеристик, логистический регрессионный анализ показал, что увеличение массы тела не менее 10% было связано с недостаточным или нормальным весом на момент начала исследования или в возрасте 35 лет или младше. Когда анализ также включал переключатели лечения, участники, которые переключились с эфавиренза на рилпивирин или на эльвитегравир/кобицистат, или с ТДФ на ТАФ, оказались с более высоким риском набирать не менее 10% веса.
Исследователи также изучили взаимосвязь между расой и полом. Женщины набрали немного больше веса, чем мужчины (+0,3 кг, р=0,0046), без различий по расе. Черные самцы набрали больше веса, чем негритянские самцы (0,3 кг, р=0,041), а негритянские самки набрали больше веса, чем негритянские самцы (+0,5 кг, р=0,013).
Значительное увеличение веса (>10%) не было связано с метаболическими изменениями, за исключением небольшого снижения уровня холестерина ЛПВП.
“Наши результаты показывают, что умеренное увеличение веса является обычным явлением после перехода на АРТ и более сильно коррелирует с базовым режимом, особенно с отключением TDF или EFV, чем с факторами, связанными с полом, расой или ВИЧ”, - заключают исследователи.
“Остается неясным, связано ли это с потерей подавляющего вес эффекта предыдущих режимов или с эффектом увеличения веса нового режима. Для полного понимания этих наблюдений необходимо более глубокое понимание лежащих в их основе биологических механизмов и клинических последствий.”