Заместитель председателя Государственной Думы, член Государственного антинаркотического комитета Сергей Железняк считает, что совместная позиция Всемирной организации здравоохранения с другими международными объединениями «содержит ряд неоднозначных положений».
Заместитель председателя Государственной Думы, член Государственного антинаркотического комитета Сергей Железняк считает, что совместная позиция Всемирной организации здравоохранения с другими международными объединениями «содержит ряд неоднозначных положений».
Разногласия официальной позиции России и международного наркологического сообщества касаются использования в лечении метадона как альтернативы героину для потребителя инъекционных наркотиков. В России заместительная метадоновая терапия запрещена.
Запрет на использование метадона в России вызывает критику зарубежных наркологов. В 2010 году жалоба на запрет была направлена в Европейский суд по правам человека, но он пока не принял какого-либо решения. Вопрос встал с новой остротой после того, как Крым вошел в число субъектов Российской Федерации. В мае 2014 года 800 пациентам, проживающим на этой территории, было отказано в заместительной терапии и предложено перейти к лечению по системе полного отказа от приема наркотических средств и их аналогов.
«Неоднозначная международная оценка позиции России в отношении полного запрета использования наркотических средств для лечения наркомании говорит о необходимости продемонстрировать и сравнить эффективность национальных методов лечения зависимости и методов заместительной терапии. Мы готовы поделиться положительным опытом социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, с другими странами, при этом почерпнуть положительный опыт и для себя», — отметил Никита Лушников, председатель Национального антинаркотического союза.
ВОЗ и ряд других международных организаций считают заместительную терапию эффективным средством в борьбе с распространением ВИЧ среди наркопотребителей. «Проведение заместительной поддерживающей терапии при опиоидной зависимости – эффективная стратегия профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа. Следует поставить на рассмотрение вопрос о ее реализации – как можно более оперативной – для потребителей инъекционных наркотиков с опиоидной зависимостью в сообществах, находящихся под угрозой эпидемии ВИЧ-инфекции/СПИДа», — говорится в Единой позиции Всемирной организации здравоохранения, Управления ООН по наркотикам и преступности (УООННП) и Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).
В пример ВОЗ приводит положительный опыт Испании, где, по данным организации, внедрение метадоновой заместительной терапии в 90-е годы ХХ века позволило к 2010 году существенно снизить заболеваемость ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. Если в начале 90-х годов в стране в год заражались ВИЧ от инфицированной иглы в среднем 6200 человек, то в 2010-м — 690.
«Заместительная терапия сама по себе не решает никаких проблем, однако резко запрещать ее крымчанам было неверно. Единственный способ, который помог бы достойно решить проблему, – это обсудить судьбу отдельного человека», — сказал «Новым Известиям» президент Благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании!» Олег Зыков. По его мнению, заместительная терапия – «не более чем мотивационная программа». «Главная проблема в наркологии – это мотивация. Если заместительную терапию рассматривать в этом контексте, то она должна занять достойное место на пути к реабилитации человека. Но в России отсутствует само понимание, что нужно заниматься мотивационной деятельностью. И естественно, что просто раздача метадона ни к чему хорошему не привела бы», – подчеркнул Зыков.
В России число ВИЧ-инфицированных среди наркопотребителей растет. Согласно статистике Национального научного центра наркологии, среди потребителей инъекционных наркотиков ВИЧ-положительных в 2012 году было 16% (57833 человека), в 2013-м — 17,3% (59549 человек).