России нужна собственная стратегия борьбы со СПИДом

Схемы сотрудничества России с ООН и другими международными организациями в деле предотвращения распространения ВИЧ и СПИДа нуждаются в кардинальном пересмотре.

pic
России нужна собственная стратегия борьбы со СПИДом Схемы сотрудничества России с ООН и другими международными организациями в деле предотвращения распространения ВИЧ и СПИДа нуждаются в кардинальном пересмотре.

Схемы сотрудничества России с ООН и другими международными организациями в деле предотвращения распространения ВИЧ и СПИДа нуждаются в кардинальном пересмотре. Об этом вчера говорили эксперты Российского института стратегических исследований (РИСИ), представляя аналитический доклад на тему противодействия эпидемии чумы XX века. По мнению авторов доклада, для России важно формировать и продвигать в мире собственную систему мониторинга и профилактики СПИДа. При этом нужно не копировать имеющиеся зарубежные программы, а создавать собственную, учитывая исторические и культурно-цивилизационные особенности нашей страны и близких ей государств.

Эксперты РИСИ в представленном вчера публике докладе раскритиковали проекты Организации Объединенных Наций, по которым РФ сотрудничала с западными странами.  «Глобальные центры, занятые в организации борьбы с ВИЧ/СПИДом, прежде всего специализированные организации ООН (ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИТЭЙД и др.), ГФ (Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. – «НГ») носят преимущественно сервисный характер, – отметила, например, заместитель руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Оксана Петровская. – Их основная задача – гарантировать непрерывное предоставление услуг и расширять их поставку. Здесь в основном трудятся не врачи, а профессионалы других специальностей: менеджеры, юристы, журналисты, экономисты и политологи».

По словам директора РИСИ Леонида Решетникова, неправительственные организации, осуществлявшие проекты ЮНЭЙДС и ГФ, по сути,  разрушали традиционные ценности, в том числе семейные, пытались внедрить новые поведенческие нормы. «Программы по противодействию ВИЧ/СПИДа, насаждаемые Америкой, – это, по сути, программы снижения вреда, замена одной беды другими, которые почему-то считаются менее страшными: легализацией проституции, легализацией мягких наркотиков. Этот путь для нас не пригоден, он способствует только распространению этого негативного явления. У нас в России другие ценности, другие возможности», – заявил Решетников.

«Особое значение приобретают инновационные подходы к профилактическим и социально-реабилитационным программам, направленным на ключевые группы риска в отношении ВИЧ/СПИДа, – говорит руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова. – С учетом особенности эпидемии на постсоветском пространстве, когда более 70% случаев ВИЧ-инфекции приходится на наркопотребителей, особой миссией России может оказаться создание действенного механизма, который должен стать не только альтернативой «метадоновых программ», а действенной системой медицинской и социальной реабилитации наркозависимого и его полноценной адаптации в обществе». Как отмечают авторы доклада, ситуация, при которой основные российские проекты полностью реализуются под контролем структур ООН и США, в частности ЮНЭЙДС, не отвечает интересам России, и потому ее надо менять. Например, в качестве приоритетных регионов сотрудничества рассматривать страны СНГ, ШОС и БРИКС. При этом одной из важных задач для России названо формирование и продвижение за рубежом в зоне ее геополитических интересов собственной системы мониторинга и профилактики, лечения ВИЧ и СПИДа и поэтапная трансформация ее в универсальный «экспортный продукт».

Нужно отметить, что в России действительно есть регионы, которые добились успехов в борьбе с распространением ВИЧ. Это регионы Южного федерального округа, ряд дальневосточных и регионов Центрального федерального округа. «В Москве в 2014 году был отмечен минимальный прирост заболеваемости ВИЧ-инфекцией – всего 3,2%, – прокомментировала ситуацию Людмила Стебенкова. – В столице инфицировано ВИЧ лишь 0,34% горожан, что в разы ниже пораженности таких американских мегаполисов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк.  Ведется активная работа с молодежью:  в городе выявляются единичные случаи заражения лиц в возрасте до 20 лет. Сегодня в Москве регистрируется увеличение в 1,5 раза числа ВИЧ-инфицированных больных, обратившихся за первичной медицинской помощью в специализированные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы. При этом за тот же период в городе показатель впервые выявленных ВИЧ-инфицированных лиц остается стабильным: к сентябрю зарегистрирован минимальный прирост в 1,7% по сравнению с показателем прошлого года».