Даже не смотря на провал исследования, ученые получили обнадеживающие результаты.
Два года назад профессор Линн Моррис из южноафриканского Национального института инфекционных заболеваний, на конференции HIVR4P сделала прогноз относительно антитело-опосредованной защиты Это исследование является первым крупным исследованием с использованием инфузий каждые два месяца так называемого широко нейтрализующего антитела (bNAb) под названием VRC01 в качестве лекарства для предотвращения инфекции.
Профессор Линн Моррис сказал: “В настоящее время существует много споров о том, будет ли достаточно одного антитела для выполнения этой работы.”
На HIVR4P 2021 – запланированной в Кейптауне, но ныне проходящей на экранах компьютеров по всему миру – на этот спор был дан ответ. VRC01 было недостаточно, чтобы выполнить эту работу. Общее снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией по сравнению с плацебо составило 19%, и это снижение было несколько ниже статистической значимости, поэтому с научной точки зрения оно вообще не считалось снижением. Этот результат подтвердил сомнения Линн Моррис – но был более разочаровывающим, чем ожидалось.
Так почему же исследования усилителей все еще считаются "темной лошадкой"? Антитело VRC01 действительно приводило к 75% снижению числа инфекций в том типе вирусов, который был наиболее чувствителен к этому конкретному bNAb. Поскольку они составляют менее трети циркулирующих разновидностей вирусов, VRC01 не может использоваться в качестве самостоятельного профилактического препарата. Но, впервые, ученые имеют очень точный порог его эффективности и знают, что он будет способствовать схемам профилактики с использованием комбинаций bNAbs – комбинаций, которые в настоящее время проходят испытания.
Широко нейтрализующие антитела-это необычные антитела, которые развиваются у меньшинства людей, хронически инфицированных ВИЧ, и имеют особенности, которые обходят стратегии, используемые ВИЧ, чтобы игнорировать естественную реакцию организма на антитела. Два исследования АМП рандомизировали в общей сложности 4600 человек, чтобы получить либо одну из двух доз VRC01, либо плацебо. В процессе HVTN 704 участвовало 2700 гомосексуальных и бисексуальных мужчин и трансгендерных женщин в Северной и Южной Америке, а HVTN 703 нанял 1900 женщин-цисгендеров в странах Африки к югу от Сахары. Эффективность антител измеряется в так называемых титрах, которые представляют собой концентрацию антител в крови, необходимую для снижения инфекционности конкретного вирусного штамма-в данном случае на 80% (так называемый IC80). Чем выше титр, тем шире спектр вирусов, которые ингибируются антителом.
В начале испытаний АМП исследователи надеялись, что штаммы ВИЧ с IC80 менее 10 микрограммов на миллилитр будут нейтрализованы VRC01. Это составило бы от 65 до 81% циркулирующих вирусных вариантов, измеренных так называемыми "панелями" различных вирусов, взятых у пациентов в разных частях мира. Однако в этом случае значительная разница в инфекциях между людьми, получавшими VRC01, и теми, кто получал плацебо, наблюдалась только у пациентов, инфицированных вирусами с IC80 ниже 1 микрограмма на миллилитр. Это только самые "чувствительные" 30% вирусных вариантов. Поскольку доля чувствительных вирусов отличалась между двумя исследованиями, это означало, что эффективность VRC01 отличалась: она предотвратила 26,6% инфекций в пробе HVTN704 у мужчин-геев, но только 8,8% инфекций в пробе hvtn703 у женщин. В среднем общая эффективность составила 19,25%, и это не было статистически значимым. Как уже указывалось, хотя результаты усилителя были разочаровывающими, они все же представляют собой определенный интерес.
Профессор Ларри Кори рассказал: "Теперь у нас есть маркер успеха для использования bNAbs в качестве профилактических мер, и это подтверждает, что нам понадобятся смеси этих антител, а не по отдельности, чтобы нейтрализовать большинство вирусных изолятов.
“Да, было бы неплохо, чтобы VRC01 был более мощным сам по себе. Но это был только первый из многих bNAb, которые были охарактеризованы, и мы уже проводим клиническое испытание с использованием трех из этих антител. Мы также рассматриваем более долговечные составы этих антител.”
До сих пор поиск и очистка этих редких антител, обладающих таким большим потенциалом в качестве компонентов новых комбинаций лечения и профилактики ВИЧ, были делом случая. Их производство представляло собой сложный процесс извлечения их из смесей антител, что требовало больших затрат..
Доктор Эмили Сейду из Исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле представила работу своей команды над так называемыми "антиидиотипическими моноклональными антителами" (AI-MAB), которые связываются с самими В-клетками. Они могут быть "настроены" на стимуляцию пролиферации чрезвычайно специфических В-клеток, которые производят только один вид антител. В экспериментах на мышах, используя комбинацию двух из этих антител, им удалось индуцировать пролиферацию в-клеток, продуцирующих VRC-01. Эти ИИ-МАБ могут также использоваться в качестве вакцины для индуцирования тонко настроенного ответа на ВИЧ.