Восемьдесят процентов группы людей с ВИЧ, у которых в настоящее время антиретровирусная терапия не работает и которые имеют резистентность к большинству или всем используемым в настоящее время препаратам, достигли необнаруживаемой вирусной нагрузки после приема ленакапавира, препарата, который в настоящее время находится в стадии разработки, который может быть дан только два раза в год.
Фото: РИА Новости
Восемьдесят процентов группы людей с ВИЧ, у которых в настоящее время антиретровирусная терапия не работает и которые имеют резистентность к большинству или всем используемым в настоящее время препаратам, достигли необнаруживаемой вирусной нагрузки после приема ленакапавира, препарата, который в настоящее время находится в стадии разработки, который может быть дан только два раза в год. В исследовании ленакапавир принимался в виде подкожной (под кожу) инъекции в живот.
Ленакапавир, разработанный компанией Gilead Sciences, является ингибитором капсида. Капсид-это "контейнер" для РНК ВИЧ (генетического материала), который является отличительной чертой вируса, появляющейся на микрофотографиях в виде темного конусообразного ядра. Ленакапавир одновременно препятствует вирусу высвобождать свой капсид, чтобы высвободить свой генетический материал (теперь транскрибированный в ДНК) в ядро клетки, и собирать новые капсиды, когда он пытается размножаться.
Его замечательное долголетие в теле было впервые представлено на конференциях в 2019 году, когда он еще имел только исследовательское название GS-6207. На Конференции этого года по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (CROI) в марте были объявлены первые результаты исследования CAPELLA, которая исследует безопасность и эффективность ленакапавира в группе людей с высоким опытом лечения с обширной лекарственной устойчивостью к ВИЧ, у которых нынешние схемы антиретровирусной терапии (АРТ) оказались неэффективными. Это показало, что в течение первых двух недель исследования 88% участников, получавших ленакапавир, испытали по крайней мере 0,5 логарифма (более чем в три раза) снижения своей вирусной нагрузки по сравнению всего с 17% тех, кто получал плацебо.
На этой неделе профессор Жан-Мишель Молина из Госпиталя Сен-Луи в Париже представил результаты первых шести месяцев применения КАПЕЛЛЫ – эффективность в группе участников, рандомизированных первоначально для получения ленакапавира или плацебо, а также безопасность у всех участников исследования.
CAPELLA - это не плацебо-контролируемое исследование, в котором некоторые люди никогда не получают исследуемый препарат; поскольку в нем участвуют люди, у которых мало других вариантов лечения, все заканчивают тем, что получают подкожно ленакапавир в течение года (то есть три дозы в начале, середине и конце), хотя некоторые ждут его дольше.
Чтобы присоединиться к исследованию, на момент скрининга люди должны были иметь вирусную нагрузку более 400 копий/мл, в то время как на АРТ ВИЧ резистентен как минимум к двум препаратам из трех из четырех широко используемых классов препаратов (нуклеозидные и ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы, ингибиторы протеазы и ингибиторы интегразы-NRTIs, NNRTIs, PiS и INSTIs) и не более чем к двум полностью активным агентам из любого из этих четырех классов.
Всего в исследовании приняли участие 72 человека. После того, как они были зачислены, они были проверены во второй раз. Если их вирусная нагрузка снизилась ниже 400 или более чем на 0,5 лога с момента их первого скрининга, то их сразу помещали в нерандомизированную группу, в которой они получали ленакапавир с открытой этикеткой плюс лучшую комбинацию других препаратов, включая другие исследуемые, которые могли быть разработаны с учетом их профиля резистентности (так называемый оптимизированный фоновый режим или OBR). В этой группе было 36 человек.
Если их вирусная нагрузка не снижалась после скрининга, то они входили в рандомизированную группу. При этом люди получали либо пероральный ленакапавир, либо плацебо в течение двух недель – другими словами, они получали “функциональную монотерапию”, поскольку все остальные препараты в их схеме были неэффективны. Это было сделано для того, чтобы оценить отдельный вклад ленакапавира в снижение их вирусной нагрузки – как сообщалось в марте. После этого двухнедельного периода перорального приема ленакапавира (по таблетке в первый и второй дни и еще по одной на восьмой день) эта группа из 24 человек получила первую инъекцию ленакапавира, а также ОБР.
Остальные 12 рандомизированных участников получали таблетки плацебо в течение двух недель, затем таблетки ленакапавира в течение еще двух недель плюс ОБР, а затем инъекции.
В целом в исследовании средний возраст участников составлял 52 года, а 25% составляли женщины. В рандомизированной части было больше чернокожих (46% против 31%) и латиноамериканцев (28% против 14%), чем в открытой группе.
Участники в среднем имели ВИЧ в течение 24 лет. При скрининге половина из них имела вирусную нагрузку более 32 000, а половина-количество CD4 ниже 150 (самое низкое: 3). Устойчивость по крайней мере к двум препаратам в классах NRTI и NNRTI была почти универсальной, и 81% и 69% соответственно имели устойчивость по крайней мере к двум препаратам в классах PI и INSTI.
Результаты эффективности, представленные профессором Молиной, охватывают первые 26 недель исследования – полпути, сразу после того, как люди получили вторую инъекцию ленакапавира. Результаты эффективности от руки с открытой этикеткой не были представлены, поскольку некоторые люди еще не достигли этой точки.
В этой рандомизированной группе к 26-й неделе 81% имели вирусную нагрузку ниже 50 и 89% - ниже 400. И это несмотря на то, что более чем у половины из этих 36 участников исследователи не смогли сконструировать ОБР, в котором содержалось бы более одного активного препарата. Шесть человек не имели активного препарата в своем ОБР, но тем не менее четверо из них достигли необнаруживаемой вирусной нагрузки (то есть 67% эффективности у участников того, что по существу было монотерапией ленакапавиром).
Одиннадцать участников, у которых вирусная нагрузка не была ниже 400 к 26-й неделе, прошли тесты на устойчивость. Четыре из них развили мутации устойчивости к ленакапавиру, но три из тех, чья вирусная нагрузка первоначально была подавлена, но затем восстановилась, снова достигли вирусной супрессии, два без каких-либо изменений в их OBR (все остались на ленакапавире). Один участник, у которого не было активных лекарств в их ОБР, никогда не достигал подавления вируса, хотя их вирусная нагрузка упала в пятьдесят раз.
Среднее количество CD4 в этой рандомизированной группе выросло со 143 в исходном состоянии до 224 через шесть месяцев, а доля пациентов с количеством CD4 ниже 50 упала с 22% до нуля.
Серьезных побочных эффектов, связанных с лекарственными препаратами, не наблюдалось. У некоторых участников были реакции в месте инъекции, такие как покраснение, отек и боль, но большинство из них разрешились в течение двух недель. Однако у 18% участников были более длительные узелки или небольшие комочки под кожей в месте инъекции, а у 11% - уплотнение или отвердение ткани там. Они длились в среднем 22 недели и 10 недель соответственно.