Шестимесячный пероральные схемы лечения, который ограничивает воздействие токсического препарата линезолида может достичь высокой излечению у людей с высокой лекарственной устойчивостью туберкулеза (ТБ).
Фото: РИА Новости/В.Козлов
Шестимесячный пероральные схемы лечения, который ограничивает воздействие токсического препарата линезолида может достичь высокой излечению у людей с высокой лекарственной устойчивостью туберкулеза (ТБ), доктор Франческа Конради из Сизве тропических болезней больницы, Йоханнесбург, рассказал 11-го Международного общества по СПИДу конференции по ВИЧ наук (ИПН 2021) в среду. Восемьдесят девять процентов участников исследования оставались свободными от туберкулеза через шесть месяцев после завершения лечения.
Доктор Конради представлял результаты исследования "Зеникс" -исследования, направленного на оптимизацию шестимесячного курса лечения новыми антибактериальными препаратами, используемыми для лечения туберкулеза с высокой лекарственной устойчивостью. Туберкулез, резистентный к рифампицину или другим основным препаратам в четырехкомпонентной противотуберкулезной схеме первой линии, должен лечиться комбинацией антибактериальных препаратов. Если туберкулез становится устойчивым к фторхинолоновым антибактериальным препаратам и любым инъекционным препаратам, используемым при лечении туберкулеза второй линии, он классифицируется как туберкулез с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ).
Большинство рекомендуемых схем лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) должны приниматься в течение не менее девяти месяцев, а некоторые-до 20 месяцев. Некоторые препараты, используемые при лечении МЛУ-ТБ, обладают серьезной токсичностью и должны применяться с осторожностью.
В 2020 году исследование NIX-TB показало, что туберкулез с высокой лекарственной устойчивостью можно успешно лечить шестимесячным пероральным курсом бедаквилина, претоманида и линезолида (режим BPaL). Девяносто процентов людей, получавших режим BPaL, оставались свободными от туберкулеза через шесть месяцев после завершения лечения.
Однако участники исследования имели высокую частоту серьезных побочных эффектов из-за линезолида. У восьмидесяти одного процента развилась периферическая нейропатия (повреждение нервов в конечностях), а у 48% - миелосупрессия (подавление костного мозга, приводящее к резкому снижению количества красных и белых кровяных клеток). Оба побочных эффекта требовали снижения дозы или прерывания приема линезолида.
Чтобы выяснить, можно ли сделать режим BPaL более переносимым без ущерба для эффективности, Конради и его коллеги провели последующее исследование ZeNix, в котором участники получали либо уменьшенную дозу, либо более короткую продолжительность лечения линезолидом.
ZeNix был рандомизированным, частично слепым исследованием, в котором все участники получали бедаквилин и претоманид и были рандомизированы для получения одного из четырех курсов лечения линезолидом:
- Линезолид 1200 мг ежедневно в течение 6 месяцев
- Линезолид 1200 мг ежедневно в течение 2 месяцев
- Линезолид 600 мг ежедневно в течение 6 месяцев
- Линезолид 600 мг ежедневно в течение 2 месяцев
В исследование были включены люди с ШЛУ-ТБ (41%), люди с МЛУ-ТБ, которые проявляли резистентность либо к фторхинолону, либо к инъекционному противотуберкулезному препарату (47%), люди, которые не реагировали по крайней мере на шесть месяцев стандартного лечения МЛУ-ТБ (6%), а также люди с рифамицинрезистентным туберкулезом, неспособные переносить лекарства в стандартной схеме лечения МЛУ-ТБ (5%). В исследование были исключены люди, ранее подвергавшиеся воздействию любого из исследуемых препаратов.
В исследовании приняли участие 181 человек из Грузии (34), Молдовы (10), России (71) и Южной Африки (66). Участники были преимущественно мужчинами (67%), 36% - чернокожими и 20% - живущими с ВИЧ.
Первичной конечной точкой исследования была частота бактериологической неудачи, рецидива или клинической неудачи во время лечения и до шести месяцев после завершения лечения.
"При снижении дозы и/или продолжительности линезолида мы все еще можем предложить пациентам высокий шанс излечения всего за шесть месяцев."
Первичный анализ эффективности не показал существенной разницы в частоте неудач лечения между исследуемыми группами (93%, 88%, 90% и 84% имели благоприятные исходы в соответствующих исследуемых группах, в среднем 89%). Участники группы линезолида 600 мг в течение двух месяцев имели более высокую частоту неблагоприятных исходов (частично объясняемую отказом от приема препарата из-за нежелательных явлений), но также имели более медленное время культивирования негативного статуса. Эта разница стала очевидной после 8-й недели исследования, когда к этому моменту половина участников в каждой руке уже была отрицательной по культуре.
Частота серьезных нежелательных явлений была самой низкой в группе линезолида в дозе 600 мг в течение двух месяцев исследования.
Периферическая невропатия была зарегистрирована у 38% тех, кто получал 1200 мг линезолида в течение шести месяцев; 24% тех, кто получал 1200 мг линезолида в течение двух месяцев; 24% тех, кто получал 600 мг линезолида в течение шести месяцев и 13% тех, кто получал 600 мг линезолида в течение двух месяцев. Четыре случая оптической невропатии (повреждение зрительного нерва, влияющее на зрение) произошли в 1200мг линезолида в течение шести месяцев.
Частота анемии, наиболее распространенного проявления миелосупрессии, была больше в плечах линезолида 1200мг (22% и 17% в шестимесячных и двухмесячных руках соответственно по сравнению с 2% и 7% в шестимесячных и двухмесячных руках линезолида 600мг).
Модификация дозы линезолида чаще происходила в руках по 1200 мг. Пятьдесят один процент в шестимесячной руке и 28% в двухмесячной руке должны были изменить лечение или полностью прекратить его из-за побочных эффектов по сравнению с 13% в руках 600 мг.
“Результаты этого исследования очень обнадеживают. С уменьшением дозы и/или продолжительности линезолида мы все еще можем предложить пациентам высокий шанс вылечиться всего за шесть месяцев”, - сказал Конради.
Реакция на экспериментальный режим была аналогичной у людей с ВИЧ и остальной части исследуемой популяции, сказала она на брифинге для прессы.
Второе исследование шестимесячной пероральной схемы лечения МЛУ-ТБ, TB-PRACTECAL, было остановлено в начале марта 2021 года, поскольку экспериментальная схема показала превосходство над стандартной контрольной терапией. Результаты исследования режима, состоящего из бедаквилина, претоманида, линезолида 600 мг и моксифлоксацина 400 мг, вероятно, будут опубликованы позже в этом году. Спонсор исследования "Врачи без границ" надеется, что Всемирная организация здравоохранения изменит свое руководство по лечению МЛУ-ТБ после рассмотрения результатов.