Люди с ВИЧ, получающие антиретровирусное лечение, показали доказательства широкого иммунного ответа против SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19, согласно двум исследованиям, представленным на прошлой неделе на 11-й Международной конференции общества борьбы со СПИДом по науке о ВИЧ (IAS 2021).
Фото: PublicDomainPictures from Pixabay
Люди с ВИЧ, получающие антиретровирусное лечение, показали доказательства широкого иммунного ответа против SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19, согласно двум исследованиям, представленным на прошлой неделе на 11-й Международной конференции общества борьбы со СПИДом по науке о ВИЧ (IAS 2021). Способность развивать естественный иммунитет против коронавируса служит хорошим предзнаменованием для хорошего ответа на вакцины COVID-19.
Скомпрометированный иммунитет связан с плохими исходами COVID-19, и исследования на сегодняшний день пришли к противоречивым выводам о том, подвергаются ли люди, живущие с ВИЧ, большему риску тяжелой формы COVID-19 и смерти. В IAS 2021 международный анализ, который в основном включал людей из Южной Африки, показал, что ВИЧ-инфицированные люди имеют повышенный риск госпитализации и смерти от COVID-19. Однако крупное исследование из США не выявило большего риска, в то время как испанское исследование установлено, что наличие обнаруживаемой вирусной нагрузки ВИЧ, более низкое количество CD4 и сопутствующие заболевания являются факторами риска развития тяжелой формы COVID-19.
Доктор Хуан Тирабоски из Университетской больницы Бельвитге в Испании и его коллеги оценили иммунные реакции у ВИЧ-позитивных и ВИЧ-негативных людей, выздоровевших от COVID-19. Они изучали как гуморальный иммунитет, или реакцию антител, так и клеточный иммунитет, или реакцию В-клеток и Т-клеток. Оба компонента иммунной системы играют важную роль в борьбе с коронавирусом.
В анализ были включены одиннадцать человек с ВИЧ. В этой группе средний возраст составил 52 года, и все они находились на антиретровирусной терапии (АРТ). До постановки диагноза COVID-19 их последнее количество CD4-клеток колебалось от 284 до 1000 клеток/мм3 (у семи было более 600 клеток/мм3), но у пяти было надирное (самое низкое за всю историю) количество CD4 ниже 220. У пятерых был легкий и у шестерых-умеренный и тяжелый COVID-19. Исследователи также проанализировали 39 ВИЧ-негативных людей, 20 с легкой и 19 с умеренной и тяжелой формой COVID-19. Иммунные реакции измеряли через три и шесть месяцев после заражения SARS-CoV-2.
Почти все ВИЧ-отрицательные люди (94%) и 73% ВИЧ-положительных людей имели обнаруживаемые антитела IgG к SARS-CoV-2 в течение трех месяцев. У всех людей с тяжелым COVID-19 – независимо от того, были ли у них ВИЧ или нет – были антитела, но у 60% ВИЧ-позитивных людей с легким COVID-19 их не было. Результат был таким же в группе ВИЧ-положительных через шесть месяцев, но у нескольких ВИЧ-отрицательных людей больше не было обнаруживаемых антител.
Все люди с ВИЧ имели В-клетки памяти, способные продуцировать антитела против спайкового белка SARS-CoV-2 в течение трех месяцев, включая тех, у кого не было обнаруживаемых IgG-антител. (Уровень антител обычно снижается с течением времени, но В-клетки памяти могут создавать новые, если вирус встречается снова.) Один ВИЧ-позитивный человек потерял В-клетки памяти на шесть месяцев.
Количество Т-клеток, продуцирующих интерферон-гамма, интерлейкин-2 или и то, и другое (цитокины, активирующие иммунные клетки), было одинаковым у ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных людей в течение трех месяцев, но ВИЧ-отрицательные люди с тяжелой формой COVID-19 имели более высокий Т-клеточный иммунный ответ в течение шести месяцев.
Эти результаты свидетельствуют о том, что у людей с ВИЧ развивается "естественная иммунизация", сопоставимая с таковой у ВИЧ-негативных людей после выздоровления от COVID-19, заключили исследователи. Более того, по-видимому, существует корреляция между более тяжелым COVID-19 и силой как гуморального, так и клеточного адаптивного иммунитета в шесть месяцев.
Кроме того, добавил Тирабоски, значительная доля специфичных к SARS-CoV-2 В-клеток была обнаружена среди ВИЧ-позитивных людей без антител, что позволяет предположить, что "надежный" ответ антител может быть вызван при повторном вирусном вызове в этой группе.
В аналогичном исследовании доктор Мария Лаура Поло из Института INBIRS в Буэнос-Айресе и ее коллеги оценили иммунитет к SARS-CoV-2 у людей, выздоровевших от COVID-19. Они проанализировали образцы крови, сданные в Аргентинский Биобанк инфекционных заболеваний от 21 ВИЧ-положительного человека с неопределяемой вирусной нагрузкой на АРТ и 21 ВИЧ-отрицательного человека с диагнозом COVID-19 легкой и средней степени тяжести. Средний возраст обеих групп составил 47 и 41 год соответственно. В ВИЧ-позитивной группе среднее количество CD4-Т-клеток составляло 554 клетки/мм3, а среднее количество CD8-605 клеток/мм3.
Исследователи измерили уровни IgG-антител к SARS-CoV-2 и то, насколько хорошо они работали против исходного штамма SARS-CoV-2 дикого типа, а также оценили специфичные для SARS-COV-2 Т-клеточные реакции. Они использовали проточную цитометрию для измерения количества Т-клеток, В-клеток и естественных киллеров (NK), последние из которых обеспечивают первую линию защиты до тех пор, пока вирусспецифические иммунные клетки не вступят в действие.
Они обнаружили, что 75% людей с ВИЧ и 85% ВИЧ-негативных людей имели обнаруженные антитела к SARS-CoV-2; уровни IgG достоверно не различались между двумя группами. В группе ВИЧ-позитивных способность к нейтрализации антител коррелировала с уровнем IgG и количеством Т-клеток CD4 и CD8. Существенной разницы в количестве В-клеток не было, но у ВИЧ-позитивных людей было меньше антитело-секретирующих клеток.
Все доноры имели доказательства клеточного иммунитета против SARS-CoV-2, хотя ответы в ВИЧ-позитивной группе были слабее и менее широкими. Обе группы, как правило, имели одинаковое количество и типы наивных и запоминающих CD4 и CD8 Т-клеток, включая регуляторные Т-клетки (которые подавляют гиперактивные иммунные реакции), но ВИЧ-позитивные люди имели более высокую долю Т-фолликулярных хелперных клеток (которые помогают В-клеткам вырабатывать антитела).
Однако обе группы показали некоторые различия в функциональных маркерах иммунных клеток, причем ВИЧ-позитивные люди имели более высокую экспрессию PD-1 (маркер истощения Т-клеток) на CD4-клетках, HLA-DR (маркер активации Т-клеток) на CD8-клетках и несколько различных маркеров на NK-клетках.
"Хотя люди, живущие с ВИЧ, демонстрировали иммунный профиль с повышенной активацией и истощением, тяжесть COVID-19 не усугублялась", - заключили исследователи. Люди с ВИЧ "могли вызывать специфические для SARS-CoV-2 клеточные реакции", но они были ниже, чем у ВИЧ-негативных людей.
У людей с ВИЧ сохраненное количество CD4-Т-клеток стало ключевым фактором в достижении лучших ответов антител с более высокой нейтрализующей способностью, сообщил Поло, предполагая, что АРТ не только контролирует ВИЧ, но и улучшает способность контролировать другие инфекции.
Подчеркивая важность лечения ВИЧ, другая исследовательская группа недавно описала случай южноафриканской женщины с неконтролируемым ВИЧ и количеством CD4 ниже 20, которой потребовалось более 200 дней, чтобы очистить SARS-CoV-2. Обычно это занимает не более нескольких недель. За это время вирус сильно мутировал в ее организме. Только после того, как она переключилась на эффективное искусство, она наконец очистилась от коронавируса.
Модератор сессии профессор Маркус Буггерт из Каролинского института в Стокгольме спросил Поло, имеют ли ее выводы последствия для реакции на вакцину COVID среди людей с ВИЧ.
"Из того, что мы видели, мы думаем, что люди, живущие с ВИЧ, смогут вызвать устойчивые реакции на вакцинацию",-сказала она, отметив, что ее команда в настоящее время изучает реакцию вакцины у ВИЧ-позитивных и ВИЧ-негативных людей с использованием российской вакцины Sputnik, которая является наиболее широко доступной в Аргентине.
Анекдотично, Баггерт отметил, что он видит то же самое, предполагая, что большинство людей с ВИЧ, по-видимому, реагируют нормально по сравнению с другими иммунодефицитными группами риска, такими как реципиенты трансплантации органов, и что те, у кого выше количество CD4, по-видимому, реагируют немного лучше.