Против неё должны объединиться две сферы здравоохранения
Против нее должны объединиться две сферы здравоохранения
Объединению возможностей противотуберкулезной службы и службы профилактики и борьбы с ВИЧ/ СПИДом была посвящена прошедшая в Москве Всероссийская научно-практическая конференция " Туберкулез и ВИЧ инфекция: угроза двойной эпидемии " , которую организовали Российское общество фтизиатров, Центральный НИИ туберкулеза и Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
Своей точкой зрения на проблему " двойной угрозы " с корреспондентом " МГ " поделилась заведующая отделением Новосибирского НИИ туберкулеза Минздрава России, фтизиатр координатор по организации противотуберкулезной помощи больным ВИЧ инфекцией в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, кандидат медицинских наук Светлана НАРЫШКИНА.
- Основная проблема в теме " сочетанная инфекция ВИЧ туберкулез " заключается в том, что в России не удается стабилизировать ситуацию с распространением ВИЧ инфекции.
Существующая система контроля, к сожалению, эффекта не дала.
Если заболеваемость туберкулезом начиная с 2009 г. удалось снизить даже в самых неблагополучных по этой инфекции СФО и ДФО, то с ВИЧ инфекцией все ровно наоборот - число больных растет. И коль скоро это так, практически все больные ВИЧ инфекцией в конце концов заболевают туберкулезом. Уже сегодня доля ВИЧ инфицированных среди больных туберкулезом в разных регионах страны достигает 25-30%. А в территориях, где распространенность ВИЧ инфекции особенно высока, снижать уровень заболеваемости туберкулезом будет все сложнее и сложнее.
Среди всех впервые выявленных больных туберкулезом в среднем по Сибирскому федеральному округу таких пациентов 15%, в Алтайском крае - 18%, а в Кемеровской и Иркутской областях - каждый пятый пациент. Если из общего числа больных туберкулезом в Новосибирской области вычесть ВИЧ инфицированных, показатель заболеваемости туберкулезом окажется на уровне Центральной России. Таким образом, мы видим весьма значимый " вклад " ВИЧ инфекции в заболеваемость туберкулезом, и если этот " поток " не перекрыть, неизбежен новый рост туберкулеза в России.
Более того, растет доля больных, у которых одновременно выявлены туберкулез и ВИЧ инфекция. Это говорит о том, что человек даже не знал о своем положительном ВИЧ статусе, пока не попал в поле зрения фтизиатров.
Где же выход? На международных и российских научных форумах много внимания уделяется диагностике и лечению туберкулеза у ВИЧ инфицированных, и это оправданно, так как есть особенности течения заболевания при глубоком иммунодефиците, а препаратов для терапии сочетанной инфекции необходимо применять намного больше. Но не только как клиницист, а как человек, имеющий отношение к организации здравоохранения, я понимаю, что обсуждение данных тематик - не выход из положения. Мы бежим за последствиями, а основная задача сегодня - предотвратить распространение ВИЧ инфекции. Но мы, фтизиатры, на это не можем повлиять.
Как уже сказано, у значительного числа людей выявляются одновременно ВИЧ инфекция и туберкулез. Эта категория, с одной стороны, представляет угрозу в плане распространения вируса иммунодефицита, а с другой стороны, является группой риска по заболеванию туберкулезом из-за ослабления иммунитета. Исходя из этой данности, необходимо решать одновременно две задачи.
С одной стороны, мотивировать граждан обследоваться на наличие ВИЧ инфекции. Я говорю о тотальном скрининговом обследовании половозрелого населения на ВИЧ инфекцию, коль скоро вирус иммунодефицита передается, в том числе, половым путем. Миллионы россиян ежегодно обследуются для подтверждения или профилактики различных заболеваний, но культуры обследования на ВИЧ инфекцию в нашей стране почему-то нет. Попытки сузить проведение обследования на ВИЧ до группы риска, в которой на первом месте потребители инъекционных наркотиков, не оправдала себя, поскольку основная масса наркоманов не состоит на учете, а значит, находится вне поля зрения инфекционистов. Повышение санитарной грамотности населения по вопросам профилактики ВИЧ инфекции поможет снизить риск передачи болезни.
С другой стороны, необходимо серьезно заниматься организацией химиопрофилактики туберкулеза у больных ВИЧ инфекцией. Именно здесь возникает необходимость тесного и эффективного взаимодействия двух ветвей медицинской службы - фтизиатрии и АнтиСПИД. В каких же направлениях это взаимодействие должно быть выстроено? Перечислю то, что кажется важным мне и моим коллегам фтизиатрам.
В организации работы центров по профилактике и борьбе со СПИДом обязательно должен быть предусмотрен прием фтизиатра. К сожалению, далеко не во всех центрах есть такие специалисты, хотя там можно увидеть, к примеру, гематолога. Как результат, в Сибирском федеральном округе нет даже статданных, какое число больных ВИЧ инфекцией нуждалось в профилактическом лечении туберкулеза.
Причем химиопрофилактику туберкулеза ВИЧ инфицированным также необходимо проводить на базе этих центров. Но как только диагноз " туберкулез " ВИЧ инфицированному человеку поставлен, он должен наблюдаться уже не в этом учреждении, а в противотуберкулезном диспансере, и пока не завершит общий курс лечения туберкулеза, в центре АнтиСПИД появляться не может.
Почему оптимальна именно такая логистика? Да потому, что туберкулез - инфекция, передающаяся воздушно капельным путем, а в центр АнтиСПИД приходят люди с иммунодефицитом, и подвергать их опасности ятрогенного инфицирования не следует.
Вы спросите, а как же быть с лечением ВИЧ инфекции в то время, когда эти больные проходят курс терапии туберкулеза? Ответ прост: инфекционист ведет прием пациентов с ВИЧ на фтизиатрической базе, то есть в противотуберкулезных учреждениях должны быть консультанты по ВИЧ/ СПИДу.
Если еще недавно нас и слушать не хотели, то сегодня идея именно такой организации помощи больным с сочетанной инфекцией рассматривается на федеральном уровне, и мы надеемся, что в ближайшее время она обретет статус правил, стандартов, приказов или иных обязательных к исполнению документов. Дистанцироваться друг от друга фтизиатрической службе и службе АнтиСПИД больше нельзя, мы теперь связаны одной проблемой, решать которую необходимо сообща.
Могу привести в пример регионы, где есть успешный опыт такого сотрудничества, - это Иркутская, Кемеровская, Свердловская области.
Мы надеемся, что, изучив его, Министерство здравоохранения РФ разработает оптимальную модель организации специализированной помощи больным двумя опасными инфекционными заболеваниями - ВИЧ и туберкулез. Напомню, речь идет о сотнях тысяч россиян, которые уже больны, и о миллионах, которых мы должны защитить от болезней.