Чем опасен коронавирус

В чем разница между COVID-19 и SARS-CoV-2, почему у разных людей и в разных странах коронавирусная инфекция протекает по-разному и какое к ней необходимо сформировать отношение , в интервью Indicator.Ru рассказал директор Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Алексей Мазус.

pic
Чем опасен коронавирус В чем разница между COVID-19 и SARS-CoV-2, почему у разных людей и в разных странах коронавирусная инфекция протекает по-разному и какое к ней необходимо сформировать отношение , в интервью Indicator.Ru рассказал директор Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Алексей Мазус.

В чем разница между COVID-19 и SARS-CoV-2, почему у разных людей и в разных странах коронавирусная инфекция протекает по-разному и какое к ней необходимо сформировать отношение , в интервью Indicator.Ru рассказал директор Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Алексей Мазус.

«Науке и медицине сейчас крайне важно выиграть время»

Как вернуться к обычной жизни — и людям, и вирусам

В чем разница между COVID-19 и SARS-CoV-2, почему у разных людей и в разных странах коронавирусная инфекция протекает по-разному и какое к ней необходимо сформировать отношение , в интервью Indicator.Ru рассказал директор Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Алексей Мазус.

— Начнем с основ. В чем разница между вирусом и инфекцией?

— На самом деле сопоставление этих двух взаимосвязанных понятий представляется не вполне корректным, поскольку речь идёт о причине и следствии, а не о равнозначных категориях. Цепочка такова: вирусы относятся к числу патогенных микроорганизмов (наряду с бактериями, грибками, микоплазмами и многими другими возбудителями), которые, вредоносно влияя на состояние здоровья человека, вызывают заболевания - инфекционные (термин “инфекционное заболевание” более верен, чем «инфекция»). Простой пример - вирус иммунодефицита человека, известный как ВИЧ, — это возбудитель, а ВИЧ-инфекция — болезнь, которая развивается в случае проникновения этого возбудителя в организм. Справедливости ради стоит уточнить, что разделение заболеваний на инфекционные и неинфекционные весьма условно, поскольку подавляющее большинство случаев заболевания возникает в результате взаимодействия инфекционного агента (микроорганизма) с человеком или животным (макроорганизмом).

— На сегодняшний день существует множество различных вирусов, о некоторых из них обычный человек даже не знает. Мы пережили лихорадку Эбола, птичий грипп, но такого повышенного внимания, как к коронавирусу, не было. С чем это связано?

— Здесь будет разумно разделить эпидемическую, медицинскую ситуацию и информационную. Говоря с профессиональной позиции, подтвержу, что в природе существует огромное количество вирусов, сталкиваясь с которыми в течение жизни, человек приобретает соответствующий иммунитет (начиная с врожденного). Но при этом вирусы имеют не приятное для человека свойство — постоянно мутировать. Сейчас мы столкнулись именно с такой ситуацией – вирус, вызывающий COVID-19, ранее у человека не встречался. Иммунитета нет – заболевание быстро и массово распространяется по миру. И это, безусловно, является предметом озабоченности и самого пристального изучения со стороны ведущих международных учёных, эпидемиологов и клиницистов. В частности, помимо известных, без преувеличения беспрецедентных инициатив руководства российской столицы в отношении сдерживания развития заболевания в городе (как следствие – во всей стране), в рамках оперативных совместных мер Правительства Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы и Международного центра вирусологии медицинского института РУДН сформирована уникальная экспертная панель, объединившая специалистов самого высокого уровня из Китая, США, Германии и других регионов, работающих, что называется, «на переднем крае» в своих странах. Это даёт нам потрясающие возможности как регулярного проведения «круглых столов» по самым остроактуальным вопросам организации помощи больным новой коронавирусной инфекцией, так и специальных включений у постели больного в стационарах.

С огромной благодарностью и не без гордости за российскую медицинскую школу отмечу, что значительная часть интеллектуального (аналитического) обеспечения этой работы, в котором есть исключительная нужда, когда речь идёт о глобальных, мало изученных биосоциальных процессах с «длинным разгоном», происходит благодаря студентам, ординаторам и молодым сотрудникам Медицинского института РУДН. Эта скоординированная, плодотворная работа происходит именно на том уровне, на котором на подобные вызовы должна отвечать современная медицина.

Ну, а что касается ажиотажа, сформированного медиа (традиционными и социальными), здесь очевидно «наложение» разных задач и подходов. Совершенно точно одно: люди должны быть полноценно, компетентно информированы и достаточно настороженны, чтобы понимать необходимую в сложившихся условиях степень ответственность за своё здоровье и здоровье своих близких. Всё остальное – разноголосые мнения и прогнозы — известные «побочные явления» любого обострённого информационного повода.

— Какие исследования сейчас необходимо провести, чтобы, условно говоря, иметь возможность управлять «жизненным циклом вируса»?

— В настоящее время возбудитель COVID-19 активно исследуется в лабораториях всего мира. Необходимо досконально изучить механизм репликации вируса в организме и определить возможные «мишени», с помощью воздействия на которые можно будет останавливать размножение вируса. Ведутся и большие международные исследования по поиску наиболее эффективных лекарств из тех, что применяются против других болезней.

— Что необходимо сделать, чтобы пандемия коронавируса не переросла в пандемию страха?

— Прежде всего, есть смысл добросовестно выполнять все рекомендации специалистов в отношении самоизоляции/карантина, гигиены и контроля возможных симптомов ухудшения самочувствия, а также внимательно ознакомиться с системой организации помощи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в городе, где вы сейчас проживаете.

В случае необходимости ко всем важным данным всегда можно обратиться через официальные источники региональных правительств и профильных организаций (в российской столице — Департамент здравоохранения Москвы). Вся московская информация абсолютно доступна в оперативном режиме (сайты, «горячие линии», аккаунты профильного Оперативного штаба в соцсетях, электронные почтовые рассылки), структурирована, с налаженной обратной связью. Для возможности людей получать полноценную оперативную и аналитическую информацию выстроена передовая коммуникационная модель, соответствующая лучшим мировым антикризисным практикам.

Жизненно важно понять, что науке и медицине сейчас крайне важно выиграть время, чтобы не просто «растянуть» развивающийся эпидемический процесс, но одновременно — суметь сыграть на опережение, изучив вирус и проработав все возможные методы массовой защиты от него. И поверьте, работа ведется колоссальная, практически невозможная.

— Какие факторы провоцируют распространение коронавируса?

— Здесь не скажу ничего нового. Вирус передается от человека к человеку — соответственно, его распространение в обществе провоцирует, в первую очередь, социальная активность граждан. Именно на этом знании основаны введенные в нашей стране, по примеру мирового опыта, профилактические меры. Они работают. При своевременном старте и ответственном соблюдении – успешно (как показывает опыт Китая и Кореи), при небрежном – с впечатляющим трагическим исходом (как в Европе). Возвращаясь коротко к предыдущему вопросу, считаю важным обратить внимание на то, что в огромной степени широкое и детальное наблюдение людьми последнего «сценария» порождает определенный страх. Тогда тем более удивительна беспечность, которую нарушители режима позволяют себе (особенно в последние дни, когда специалисты предупреждают о движении к пику эпидемии), сознательно провоцируя усугубление ситуации.

— Почему у одних все проходит бессимптомно, а другие лежат с аппаратом искусственной вентиляции легких?

— Каждое заболевание переносится разными людьми по–разному. Тяжесть течения зависит от совокупности многих причин: возраста, наличия хронических болезней и вредных привычек, предшествовавшего длительного приема лекарственных препаратов и так далее. Принципиально важно и то, в каком объёме инфекционный агент попал в организм. В случае с COVID-19 наиболее тяжелая ситуация отмечается у пожилых людей и у лиц с сопутствующими заболеваниями, которые могут декомпенсироваться (предельно нарушать функционирование организма — Indicator.Ru) на фоне развивающейся инфекции.

— Какой организм вирус любит, а какой организм вирус боится?

— Инфекционный агент не «считывает» данные социального портрета человека, если вы об этом. У каждого вируса есть своя стратегия в отношении массового поведения (трагически известная в истории «испанка» 1918 года «уносила» людей буквально в течение суток, а с ВИЧ-инфекцией люди в неведении живут порой месяцами и даже годами), и с этой точки зрения сегодня для нас более или менее ясен «характер» COVID-19. При этом, не упуская «психологическую» часть вашего вопроса, отмечу из опыта работы с разными вирусами, что известным профилактическим преимуществом неизменно является внутренняя дисциплина каждого человека, позволяющая придерживаться здорового образа жизни в самом широком смысле – не только соблюдая безопасное с точки зрения вероятного инфицирования поведение, но и вдумчиво выбирая объём, источники и «градус» информации по этой теме, а также событийное наполнение своей жизни. Особенно серьёзно это должно прозвучать для молодого университетского поколения. Желаю всем здоровья!