Борцов со СПИДом признали иностранными агентами

В Минюсте считают, что партнерство «Эсверо» и Фонд имени Андрея Рылькова ведут политическую деятельность на иностранные средства. Программы этих НКО зачастую финансируются из Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, взносы в который делает и Россия

pic
Борцов со СПИДом признали иностранными агентами В Минюсте считают, что партнерство «Эсверо» и Фонд имени Андрея Рылькова ведут политическую деятельность на иностранные средства. Программы этих НКО зачастую финансируются из Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, взносы в который делает и Россия

В Минюсте считают, что партнерство «Эсверо» и Фонд имени Андрея Рылькова ведут политическую деятельность на иностранные средства. Программы этих НКО зачастую финансируются из Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, взносы в который делает и Россия

Минюст объявил иностранными агентами российские некоммерческие организации (НКО), борющиеся со СПИДом, несмотря на официально объявленную в стране эпидемию ВИЧ-инфекции. Как сообщает «Коммерсантъ», за одну неделю такой статус был присвоен двум известным российским НКО — партнерству «ЭСВЕРО», а также Фонду имени Андрея Рылькова (ФАР), который занимается профилактикой ВИЧ, гепатитов, туберкулеза и других заболеваний в группах риска.

В Минюсте считают, что эти организации ведут политическую деятельность на иностранные средства. Обе организации с этим соглашаются, но подчеркивают, что используют зарубежные деньги лишь потому, что не смогли найти средства в России. Проблему ВИЧ и СПИДа в России комментирует председатель координационного совета Всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ» Владимир Маяновский:

Владимир Маяновский председатель координационного совета Всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ»

«Большинство организаций работают исходя из того, чтобы деньги найти где и как угодно на какие-то программы. В правительственной комиссии была разработана стратегия по противодействию ВИЧ-инфекции у нас в стране. Мы надеемся, что под это будут выделены деньги, будут какие-то системы привлечения некоммерческих общественных организаций, в том числе и социально ориентированных, для того чтобы пытаться изменить эту ситуацию. Проблема ВИЧ и СПИДа стоит крайне остро. Еще в сентябре прошлого года было выявлено больше миллиона ВИЧ-инфицированных в нашей стране. Если мы будем только лечить, куда государство вкладывает достаточно большие деньги, мы эпидемию не сможем остановить. Здесь нужен комплексный подход, необходима еще и профилактика. А вот профилактические программы у нас практически не финансируются, к сожалению. О том, что ВИЧ-инфекция есть, что действительно существует проблема, что надо с этим бороться, говорится достаточно много, но как таковых целевых денег на ВИЧ-инфекцию для общественных организаций нет. Есть какие-то региональные программы, где в регионе понимают, в чем проблема, из региона выделяются деньги. Здесь надо тоже подходить дифференцировано. Если люди не занимаются политикой, а занимаются абсолютно нормальным делом, то есть работают на земле, оказывают сервис, какой это иностранный агент? Надо грамотно подходить. Может быть, здесь есть и какой-то перебор проверяющих органов, неправильный подход. Надо в каждом случае отдельно разбираться».

В частности, согласно опубликованному на сайте Фонда имени Андрея Рылькова отчету, в прошлом году около пяти тысяч человек получили социальную помощь от ФАР: волонтеры организации раздают презервативы, одноразовые шприцы, лекарства, одежду. Также они помогают своим подопечным вернуться к нормальной жизни: ведут юридические консультации, сопровождают при восстановлении документов и поиске работы.

Программы таких НКО зачастую финансируются из Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, взносы в который делает и Россия. Ранее правительство РФ приняло решение в 2014-2016 годах вносить в Глобальный фонд 20 млн долларов ежегодно. За три года Россия перечислила 60 млн долларов, поэтому рвение чиновников Минюста не совсем понятно, говорит руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАН Вадим Покровский:

Вадим Покровский академик РАН, руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом

«Консорциум неправительственных организаций выиграл грант у Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией и на деньги и осуществляет свою деятельность. Получается, они действительно работают на иностранные деньги. Хотя, с другой стороны, Россия тоже делает взносы в Глобальный фонд, и примерно столько же, значит, и получают наши неправительственные организации. Получается такая странная цепочка: мы сдаем деньги в Глобальный фонд, а он дает деньги разным организациям в мире из той общей суммы, которую дают все страны-участники. Могут ли их признать иностранным агентом того, кто получает средства из Глобального фонда, это уже к Минюсту вопрос, действительно достаточно сложный с юридической точки зрения. А с точки зрения бюрократии, конечно, надо пресечь какие-то другие пути денег, кроме как через наших чиновников. Нам надо вкладываться очень серьезно, потому что 21 млрд, которые на этот год планируются, недостаточно для лечения, тем более там всего, по-моему, 500 млн на профилактику, то есть 3 рубля на человека. Это как-то бледно выглядит».

Ранее Минюст внес в реестр иностранных агентов омскую НКО «Сибальт», а также организацию «Социум» из Энгельса. Городскую прокуратуру не смутило, что деятельность «Социума» ограничивается раздачей шприцев и презервативов людям из группы риска — наркозависимым и секс-работницам. На суде прокуратура ссылалась на экспертное заключение преподавателя местного вуза, который утверждал, что организация, занимающаяся борьбой с ВИЧ, «ведет гибридную войну против нашего государства».