Бактериальный налёт образуется благодаря потоку жидкости

Бактерии, живущие в проточной воде, постоянно попадают в те или иные потоки, и это, наверное, как-то влияет на поведение микроорганизмов. Можно было бы предположить, что ничего интересного тут нет, что бактерии просто плывут туда, куда их несёт течение.

pic
Бактериальный налёт образуется благодаря потоку жидкости Бактерии, живущие в проточной воде, постоянно попадают в те или иные потоки, и это, наверное, как-то влияет на поведение микроорганизмов. Можно было бы предположить, что ничего интересного тут нет, что бактерии просто плывут туда, куда их несёт течение.

Бактерии, живущие в проточной воде, постоянно попадают в те или иные потоки, и это, наверное, как-то влияет на поведение микроорганизмов. Можно было бы предположить, что ничего интересного тут нет, что бактерии просто плывут туда, куда их несёт течение. Однако, как показали исследования Романа Стокера (Roman Stocker) и его коллег из Массачусетского технологического института (США), во взаимодействии бактерий с потоками жидкости есть свои сюрпризы.

Исследователи использовали в работе как непосредственное наблюдение в микроскоп за бактериями, которые плавали в микроканальцах особого устройства, так и математическое моделирование, описывающее поведение бактерий.

Как известно, в текущей воде можно выделить зоны, где скорость потока очень сильно меняется, — например, у поверхности, ограничивающей этот поток. Но ведь именно здесь (скажем, на внутренней поверхности водопроводной трубы) бактерии организуют свои колонии и биоплёнки. Как пишут исследователи в Nature Physics, бактерии сильнее стремятся осесть на той поверхности, возле которой выше перепад скоростей.

То есть получается, что текущая вода способствует тому, чтобы бактерии «отказывались» от свободного плавания и переходили в состояние оседлой биоплёнки.

При этом авторы работы уточняют, что такая закономерность выполняется только для бактерий, которые обладают собственной подвижностью. Те, что сами передвигаться не в состоянии, распределяются в потоке подобно обычным «неживым» частицам сходного размера и формы, без особых предпочтений. Однако учёные полагают, что такое стремление занять зону с перепадом скорости течения есть и у других подвижных клеток, не только бактериальных. В том числе упоминаются и одноклеточный планктон, и мужских половые клетки.

Очевидно, такое поведение даёт бактериям некие экологические бонусы — к примеру, в снабжении питательными веществами. Однако уже сейчас эту особенность хорошо бы учитывать при проектировании водопроводов и иных конструкций, где есть поток жидкости и где возможно бактериальное загрязнение. В биоплёнках бактерии гораздо более устойчивы к действию антибиотиков, чем в свободном плавании, поэтому чем меньше у них будет шансов сформировать биоплёночную колонию, тем лучше.