27 миллионов американцев употребляют легальные наркотики в результате массового распространения обезболивающих. Десятки тысяч из них ежегодно гибнут из-за передозировки. Дональд Трамп объявил это бедствием национального масштаба. Чем ситуация в США отличается от российской, почему в нашей стране не поддерживают американскую практику «заместительной терапии»?
27 миллионов американцев употребляют легальные наркотики в результате массового распространения обезболивающих. Десятки тысяч из них ежегодно гибнут из-за передозировки. Дональд Трамп объявил это бедствием национального масштаба. Чем ситуация в США отличается от российской, почему в нашей стране не поддерживают американскую практику «заместительной терапии»?
Президент США Дональд Трамп в пятницу пообещал объявить чрезвычайное положение в медицинской сфере в некоторых штатах из-за эпидемии употребления опиоидов. «Я официально заявляю, что это чрезвычайная ситуация... Это серьезная проблема, с которой мы еще никогда не сталкивались», – цитирует Трампа Reuters.
К такому решению президента США подтолкнули выводы специальной комиссии Белого дома. Более 100 американцев умирают от передозировки наркотиков каждый день, подчеркнуто в докладе комиссии.
Напомним, опиоиды – это синтетические вещества-опиаты, обладающие обезболивающим эффектом и вызывающие физическую и психологическую зависимость. К ним относятся такие вещества, как морфин, кодеин, оксикодон и метадон.
В США давно идет «эпидемия наркотиков по рецепту»
В 2015 году 27 млн американцев признались в текущем использовании незаконно полученных наркотиков или злоупотреблении отпускаемыми по рецепту соответствующими лекарствами. Только в 2015 году от передозировки опиоидами погибли более 33 тыс. американцев, сообщает Центр США по контролю и профилактике заболеваний. По данным Национального института исследования наркомании, в США на 2014 год зависимостью от опиоидов страдали свыше 2 млн американцев, что в пять раз превышало число зависимых от героина. За последние 24 года количество людей, потребляющих опиоиды, утроилось. Ежегодно выписываются более 200 млн рецептов, жалуется ведомство.
Как утверждает американская пресса, многие врачи в США регулярно получают деньги «в конверте» от фармацевтических компаний, производящих обезболивающие. В результате врачи стремятся чаще выписывать пациентам именно эти фирменные препараты, жалуется американская радиостанция National Public Radio (NPR).
Америка слишком либеральничает с наркотиками
По мнению главного нарколога российского Минздрава Евгения Брюна, проблема в том, что «западный мир идет по пути ползучей легализации наркотических средств», цитировало его РИА «Новости». Он напомнил, что с 60-х годов в США, чтобы снизить героиновую наркоманию, в качестве заместительной терапии стали раздавать препарат метадон. Опийные наркотические лекарственные средства стали широкодоступны. В результате количество потребителей таких вот аптечных наркотиков резко возросло: 27 млн американцев получают наркотические средства. «Это колоссальная цифра, она в голове не укладывается», – возмутился Брюн. Заместительная терапия – путь «тупиковый», он не способствует излечению и социализации наркозависимых, полагает нарколог.
Директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ имени Баумана, сопредседатель ООД «Здоровая инициатива» Геннадий Семикин напомнил, что программа заместительной терапии в США действует на государственном уровне. «На это тратится госбюджет. То есть это легализация наркооборота», – подчеркнул эксперт.
«Американцам такая программа позволяет еще и лукавить. Те, кто сидит на метадоне, называются уже не наркоманами, а реабилитантами. Заместительная терапия выводит их из-под уголовной ответственности. Из преступников они превращаются в пациентов. А дальше они на этом метадоне, который превосходит по своему воздействию героин в несколько раз, доживают свои 5–10 лет и умирают молодыми и вечно пьяными»,
– резюмировал эксперт. В США, напомнил собеседник, в некоторых штатах уже «разрешили и марихуану – якобы в лечебных целях». Подобный опыт проводили многие страны, в том числе Швеция и Франция, но в итоге воздержались от такого шага, опыты показали лишь, что «наркотики – это смерть, тут нечего либеральничать», подчеркнул эксперт.
Россия не повторяет американский путь
Россию все время критикуют за то, что «мы не используем заместительную терапию, и до сих пор это давление сохраняется и со стороны ВОЗ, и со стороны различных ооновских организаций, и со стороны западного сообщества», напомнил Брюн. Теперь «наркотический кризис» в США станет уроком для всех этих организаций, надеется нарколог.
«Заместительная терапия – это уничтожение собственного народа. Синтетический опиоид метадон делают только США, это монополия и огромные деньги, которые они зарабатывают на своих и чужих гражданах», – добавил Семикин.
Что касается России, ситуация также нерадужная. Тем не менее эксперт уверен, что в пропорциональном отношении в США наркозависимых больше, чем в России, потому что там действуют одновременно и наркомафия, и «заместительная терапия работает на поддержание популяции наркоманов».
Доктор Хаус как зеркало наркомании по рецепту
Критическая ситуация в США вызвана сразу двумя причинами: заместительная терапия и то, что там врачи легко выписывают обезболивающие с опиоидами, заявила газете ВЗГЛЯД председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина. Этот факт широко отражается и в американских фильмах, например небезызвестный персонаж доктор Хаус тоже сидел на опиоидах, напомнила собеседница, добавив: «Там тоже когда-то процветала героиновая уличная наркоторговля, сейчас все ушло, но очень распространены аптечные формы».
Что касается выдачи обезболивающих препаратов в нашей стране, то здесь ситуация сложная, признала Халтурина. «С точки зрения борьбы с наркоманией есть успехи. Но на местах действительно есть перегибы, то есть врачи попросту боятся их выписывать. Тяжесть проблемы наркомании вынуждает идти на жесткие меры. Надо найти баланс. С одной стороны, нельзя допустить свободного обращения опиатов, но при этом удовлетворить действительно всерьез нуждающихся больных».
Она отметила, что в России ранее тоже в ходу были обезболивающие кодеиносодержащие препараты, из которых варились инъекционные опиоды. Ситуация также была критическая, однако сейчас ее устранили. Но Халтурина не считает, будто в России ситуация лучше, чем в США, особенно если учесть соседство СНГ с Афганистаном, и добавила:
«Массовым тяжелым наркотиком остается героин, у нас остается очень высокая доля опиатной наркомании, и она принимает более тяжелую форму, чем в США, потому что там распространена кокаиновая наркомания благодаря соседству с Латинской Америкой».
В российских диспансерах появились «свободные койки»
Сторонники «заместительной терапии» аргументируют свою точку зрения тем, что она замедляет распространение ВИЧ и гепатита С, пояснила Халтурина. «Потому что не надо лазить в вену иглой шесть раз в день, достаточно один раз или вообще таблеточку принять, – сказала она. – Они считают, что одновременно это часть лечения, но это лечение паллиативное. Но на мой взгляд, у большинства наркоманов и с заместительной терапией ситуация не сильно улучшается».
По ее мнению, благодаря жесткой государственной политике ситуация в России улучшается. «Закрутили гайки, так что кое-где уже стали койки освобождаться в наркодиспансерах в регионах», – отметила эксперт. Статистику наркозависимости в России анализировать трудно, поскольку там большая закрытость, но можно наблюдать динамику по показателям заболеваемости опиатной наркоманией либо преступности – «она в последнее время снижалась», подчеркнула она.
Официальная статистика гласит, что наркомания в России все же снижается. Как отмечал Брюн, спрос на наркотики среди молодежи падает: «Если 5–6 лет назад мы обнаруживали среди старшеклассников, студентов вузов до 10–15% ребят, которые имели опыт употребления наркотиков, то сейчас мы выявляем в лучшем случае 3%».