Генпрокуратура разберётся, почему десять российских регионов оказались на пороге эпидемии ВИЧ. Провести соответствующую проверку главу ведомства Юрия Чайку попросил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он предложил изучить эффективность мер по противодействию этому заболеванию. RT ознакомился с документом.
Генпрокуратура разберется, почему десять российских регионов оказались на пороге эпидемии ВИЧ. Провести соответствующую проверку главу ведомства Юрия Чайку попросил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он предложил изучить эффективность мер по противодействию этому заболеванию. RT ознакомился с документом.
Председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике Владимир Слепак обратился в Генпрокуратуру России с просьбой проверить причины распространения ВИЧ в десяти регионах, обстановку в которых Минздрав ранее назвал критической. Копия письма есть в распоряжении RT.
Речь идет о десяти регионах, которые министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала имеющими критический уровень распространения ВИЧ. Это Свердловская, Иркутская, Кемеровская, Оренбургская, Самарская, Ленинградская, Тюменская, Челябинская и Новосибирская области и Ханты-Мансийский автономный округ.
В своем письме Слепак обращает внимание, что в России не налажено производство лекарств для лечения ВИЧ-инфекции: большинство препаратов изготавливается либо за рубежом, либо в России, но из импортного первичного сырья. Член Общественной палаты требует от Генпрокуратуры разобраться, насколько эффективно ведутся работы по развитию отечественной фармпромышленности и поддержке научных исследований.
Владимир Слепак считает, что, судя по обострению ситуации с ВИЧ, местные чиновники не уделяют должного внимания борьбе с инфекцией, в том числе и вопросу обеспечения лекарствами. Он называет действия властей халатными, ставит вопрос о "нерациональном расходовании выделяемых бюджетных средств". Чиновник просит проверить, на что в регионах тратятся деньги, выделяемые на необходимые препараты, и доходят ли лекарства до больных.
"Прошу Вас провести комплексную проверку для уточнения причин высокой распространенности ВИЧ-инфекции в обозначенных Министерством здравоохранения Российской Федерации 10 критических регионах", - написал Слепак.
Ссылаясь на данные Минздрава, чиновник также отмечает, что "основным фактором заражения является наркотизация населения". Слепак предлагает Генпрокуратуре учесть это и инициировать расширение списка уголовных наказаний, при которых суд сможет давать наркоманам шанс вылечиться и предоставлять им отсрочку перед отправкой в тюрьму. Такие условия, уверен Слепак, должны предоставляться не только наркозависимым с официальным диагнозом, но и тем, кто пока не состоит на учете, но наркотики употребляет.
Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов сомневается, что вмешательство Генпрокуратуры поможет изменить ситуацию, ведь ВИЧ и наркомания - социальные проблемы.
"Молодежи нечем заняться. Она не трудоустроена, не занимается спортом, не самореализуется. По этой причине молодые люди переключаются на различные стимуляторы, одни из которых - наркотики. Минздрав же со своей стороны принимает все меры, которые должен принимать. Нужно улучшать социальную политику, которая будет профилактической мерой против наркомании и распутного образа жизни", - уверен эксперт.
В свою очередь член общественного совета при Минздраве Александр Саверский надеется, что расследование сможет уточнить причины распространения ВИЧ в этих регионах.
"В ситуации действительно нужно разобраться. Если выяснится, что Минздрав прав в своей версии (Сибирь и Урал - главные маршруты наркотрафика через Россию в Европу. - RT ), то силовым структурам - МВД и ФСБ - нужно будет принимать соответствующие меры по борьбе с наркотрафиком, чтобы его как минимум прервать", - рассуждает Саверский.
Однако, замечает он, если обнаружится обратное, "Минздраву придется искать другое объяснение ситуации".
Пресс-службы Министерства здравоохранения и Генпрокуратуры не смогли оперативно прокомментировать RT запрос, поступивший из Общественной палаты.
Алсу Менибаева