На днях Росздравнадзор запретил известную марку контрацептивов Durex. В России она занимает второе место на рынке с годовым оборотом почти в миллиард рублей. «МК» в Питере» выяснил, что мешает российским презервативам «захватить» освободившуюся нишу.
В Петербурге пропадают не только лекарства, но еще и
На днях Росздравнадзор запретил известную марку контрацептивов Durex. В России она занимает второе место на рынке с годовым оборотом почти в миллиард рублей. «МК» в Питере» выяснил, что мешает российским презервативам «захватить» освободившуюся нишу.
Заслон для «Эроса»
Все случилось из-за того, что у производителя Durex (это крупная британская компания) вдруг обнаружились проблемы с регистрацией их товара в России. Это означает, что, как только презервативный гигант разберется с документами, «изделия № 2» снова появятся в продаже. Правда, когда именно это случится, толком не знает никто. Росздравнадзор успокаивает жителей, мол, не пугайтесь, даже без Durex дефицита контрацептивов не будет, все-таки в России зарегистрировано их еще 60 марок. Но вот российская среди них только одна. Презервативы с гордым названием «Эрос» с 1970-х годов выпускает Армавирский завод резиновых изделий. Правда, без особого успеха.
— Российские презервативы занимают только около одного процента рынка, — говорит директор крупнейшего в стране оптового поставщика контрацептивов Есения Шамонина. — А 99 процентов принадлежит зарубежным производителям.
Все та же компания Durex регулярно проводит исследования любвеобильности жителей разных государств. Так вот, оказывается, среднестатистический житель планеты занимается сексом 103 раза в год, а россиянин — аж 120–140 раз. И сам наш рынок оценивается примерно в 500 миллионов презервативов в год. Армавиру с его «Эросами» вроде бы есть где разгуляться. Но, по словам начальника отдела продаж и маркетинга Армавирского завода резиновых изделий Ольги Ермиловой, отечественному производителю это сделать не дают.
— Нас фактически не пускают на рынок, — признается Ермилова. — Мы проезжали по торговым сетям, давали им наши коммерческие предложения. Но они упорно предпочитают реализовывать импортную продукцию.
Торговые сети против отечественного секса
Теперь ситуация изменилась: в отсутствии Durex около 25 процентов рынка временно освободилось (еще примерно 40 процентов объема продаж презервативов в России у Contex и 10 процентов у Vizit).
— Ситуация с презервативами сейчас примерно такая же, как была с запретом ввоза иностранных продуктов в Россию, — считает Есения Шамонина. — Сначала рынок немного потряхивало, а потом отечественные производители начали потихонечку подтягиваться и предлагать свой товар. Но, чтобы это произошло, запрет должен был действовать минимум год. Так же и с презервативами. Если марки Durex какое-то время не будет на рынке, а Армавирский завод наймет хороших пиарщиков, которые переломят недоверие покупателей к отечественным изделиям, сделает достойный бренд, улучшит упаковку, выпустит новые презервативы с какими-нибудь интересными фишками, то все может получиться.
Есть и еще один момент. Для выхода на рынок «Эросу» понадобятся деньги. Много денег. Чтобы зайти в крупную торговую или аптечную сеть, зачастую приходится платить.
— По слухам, чтобы войти со своим товаром в один из больших гипермаркетов, надо выложить три миллиона рублей, — рассказывает Есения. — Не знаю, как эта сумма юридически проводится...
— Платить надо за все. В том числе за то, чтобы твой товар стоял на удобной для покупателя витрине, — добавляет Ольга Ермилова. — Если платы за полку не будет, никто твои презервативы даже не увидит.
Возможно, Армавир в отсутствие Durex и прорвется сейчас сквозь все заслоны, отдав за это немало денег. Но тогда не исключено, что расплачиваться за это будут покупатели. И «Эрос», который сейчас стоит всего около 4 рублей за штуку, обойдется любителям секса намного дороже (для сравнения, упаковка 12 импортных резинок стоит 600–1000 рублей).
МК-мнение
Контрацептивы больше не нужны?
Есения Шамонина: «Сейчас в стране вообще падает спрос на презервативы. Во-первых, цены на них в последнее время выросли почти в два раза из-за курса рубля.
Во-вторых, в государстве проводится такая разъяснительная политика, что от СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, защищает только верность своему партнеру».