Фото:РИА Новости/Владимир Песня
Новые клинические исследования показывают, что ламивудин, ингибитор обратной транскриптазы, широко используемый в терапии ВИЧ, останавливал прогрессирование заболевания у 25% пациентов с метастатическим колоректальным раком четвертой линии. Результаты судебного разбирательства, опубликованные в Открытие рака поднять возможность неожиданного многообещающего направления в лечении рака, а не только колоректального рака.
В исследование были включены 32 пациента с распространенным метастатическим раком толстой кишки, у которых заболевание прогрессировало, несмотря на четыре предшествующих курса лечения рака. Первые девять пациентов получили стандартную дозу ламивудина, одобренную для лечения ВИЧ. «После того, как они дали им только это лекарство — ничего больше — мы увидели признаки стабильности болезни», — говорит соавтор Дэвид Т. Тинг, доктор медицинских наук, Массачусетского общего онкологического центра. После четырехкратной корректировки дозировки еще 23 пациента получали терапию ламивудином, поскольку она хорошо переносилась.
Исследовательская группа отметила, что у 9 из 32 пациентов, или 28%, в конце исследования наблюдалась стабильность заболевания или смешанный ответ. «Это свидетельствует о том, что лекарство от ВИЧ можно использовать в качестве противораковой терапии у пациентов с метастатическим раком», — говорит Тинг. Хотя исследовательская группа не заметила уменьшения опухоли, результаты обнадеживают.
«Если мы увидим такой ответ только с одним препаратом против ВИЧ, следующим очевидным испытанием будет посмотреть, чего еще мы можем достичь с помощью ВААРТ или высокоактивной антиретровирусной терапии», — добавляет Тинг, имея в виду стандартный режим лечения тремя препаратами. лечение ВИЧ.
Первые сведения об этом необычном испытании препарата появились в лаборатории Тинга и его сотрудников за последние десять лет. Команда обнаружила, что до 50% ДНК опухоли состоит из «повторяющихся элементов», которые ранее считались «мусорной ДНК». «Только раковые клетки производят эти повторяющиеся элементы, а не здоровые клетки», — говорит Тинг. Колоректальный рак производит большое количество повторяющихся элементов, как и рак пищевода, легких и некоторые другие. Эти повторяющиеся элементы извергают необычные уровни РНК, которые реплицируются в жизненном цикле, подобном вирусу, посредством обратной транскрипции в то, что Тинг описывает в повториме.
Повтором действует так же, как вирус, полагаясь на обратную транскрипцию, чтобы реплицироваться и двигаться в геноме. «Это способ для рака изменить свой геном, чтобы приспособиться к стрессу», — добавляет Тинг, которому пришла в голову идея оценить, может ли лекарство от ВИЧ, ламивудин, помешать этому процессу.
В своих доклинических исследованиях Тинг обнаружил, что клетки колоректального рака чувствительны к ламивудину, что снижает их способность двигаться. Команда также обнаружила, что препарат вызывает повреждение ДНК и реакцию интерферона, что указывает на то, что препарат вызывает воспалительную реакцию в опухолевых клетках. Хотя это не доказано и не оценено в этом испытании, Тинг предполагает, что сочетание терапии ингибиторами обратной транскриптазы с иммунотерапией может стимулировать участие иммунных клеток в этих видах рака.
Исследования показывают, что в популяции пациентов с ВИЧ, получающих пожизненную антиретровирусную терапию из трех препаратов, заболеваемость раком толстой кишки, молочной железы и простаты у них была значительно ниже, чем в общей популяции. Тинг предполагает, что такая терапия может предотвратить рак или рецидив или превратить тяжелое метастатическое заболевание в хроническое заболевание, такое как ВИЧ.
«Мы провели испытание, чтобы узнать, сможем ли мы узнать что-то новое о биологии раковых клеток, и в процессе получили неожиданный и очень обнадеживающий результат», — говорит Тинг. «Стабильность заболевания в популяции больных раком на столь поздних стадиях при применении только одного агента является весьма необычной, и мы надеемся, что вскоре сможем начать более крупное исследование фазы III с комбинацией ингибиторов обратной транскриптазы из трех препаратов».