Пандемия научит школьников ответственности

pic
Пандемия научит школьников ответственности

Вирусолог Леонид Марголис: «Детям постарше я рассказываю про ВИЧ, маленьким — про коронавирус»

Пандемия коронавирусной инфекции, ставшая лейтмотивом уходящего 2020 года, продемонстрировала, как далеко вперед шагнула наука. Если на борьбу с чумой человечеству когда-то потребовалось почти 300 лет, на борьбу с ВИЧ-инфекцией — несколько лет (и абсолютного успеха нет до сих пор), то вакцину от коронавируса нам предлагают уже сейчас, когда и года не прошло со дня первого заражения. Однако нельзя забывать, что коронавирус не единственная угроза нашему здоровью, хотя пандемия заставила людей взглянуть по-новому на мир микроорганизмов.

Главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения России и Департамента здравоохранения города Москвы, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алексей Мазус подчеркнул, что три десятилетия борьбы с вирусом иммунодефицита в немалой степени ускорили процесс борьбы с эпидемией коронавируса.

«Ученые буквально за несколько недель расшифровали геном нового вируса, быстро были сделаны различные тест-наборы для диагностики этой инфекции, за рекордные сроки созданы вакцины, одна из лучших — в нашей стране, на основе уже существующей векторной платформы», — объясняет Мазус. По его словам, тестирование на ВИЧ считается эталонным в эпидемиологии. Процент ложных результатов сведен фактически к нулю, чего пока не скажешь о выявлении SARS-CoV-2, особенности которого не всегда позволяют его идентифицировать на разных стадиях заболевания.

Эксперты поговорили об отличии ВИЧ от коронавируса, а также о том, какой основной урок вынесло человечество из эпидемии COVID-19. Главное отличие и «коварство» ВИЧ, по словам Леонида Марголиса, заключается в том, что ВИЧ включается в хромосомы, а коронавирус не уходит в ядро клетки, оставаясь в ее цитоплазме. Кроме того, вирусы заражают совершенно разные клетки. ВИЧ — лимфоциты, SARS-CoV-2 — клетки дыхательных путей. По словам Леонида Марголиса, пандемия коронавирусной инфекции — это хороший повод для родителей поговорить со своими детьми и научить их сознательности.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Вот мы сейчас часто жалуемся, что современные дети инфантильны, до 19 лет родители должны кормить и одевать их, сами они даже чистую рубашку надеть не в состоянии. На мой взгляд, пандемия коронавируса — это хороший способ объяснить детям, что у них появилась ответственность. Простые закономерности: объяснить, что если ты не будешь носить маску, не будешь соблюдать социальную дистанцию, не захочешь учиться в дистанционном формате и пойдешь встречаться с друзьями — ты несешь ответственность за жизнь и здоровье своих родителей, бабушек и дедушек», — отметил Марголис.

Также специалист подчеркнул, что во время пандемии родителям следует уделять больше внимания просветительской работе с детьми — своевременно отвечать на вопросы о вирусе, чтобы дети понимали, почему необходимо соблюдать правила карантина.

«Мы привыкли, что дети почемучки, что они задают много вопросов. Только вопросы эти почему-то банальные, ну, в понимании родителей: почему трава зеленая, почему небо голубое… Сейчас пора ответить на другие вопросы, которые обязательно задаст смышленый ребенок. Почему я не могу поехать с родителями на каникулы? Почему меня не пускают к бабушке и дедушке? Почему я не могу ходить в школу, а сижу целый день за компьютером? Детям нужно понимание таких вот простейших вещей в современной жизни, тогда они будут соблюдать правила. Запреты сами по себе не приведут ни к чему хорошему. Наша задача — сделать ребенка сознательным. Да, в советское время всюду висели плакаты «Капля никотина убивает лошадь», но я сомневаюсь, что кто-нибудь бросил курить, посмотрев на такой плакат. Другое дело, если с подростками всерьез поговорили о вреде курения. Сейчас актуален другой пример — ради чего нужно мыть руки? Большинство детей сразу скажет: «Потому что мама велит». Соответственно, если мама не видит, значит, можно и с немытыми руками за стол сесть, правильно? Нужно объяснять, для чего нужно мыло, как работает мыло, тогда будет толк», — добавил Марголис и подчеркнул, что в современных условиях дети обязательно должны понимать специфику вируса и осознавать, что он опасен для бабушек и дедушек. По словам Марголиса, причина такой специфики пока не ясна до конца: ведь испанка в начале ХХ века, наоборот, чаще поражала молодых.

По словам Алексея Мазуса, одна из главных задач, которую решает такая качественная детская литература, — это не только формирование гигиенических навыков, позволяющих безопасно жить в мире, где есть вирусы, но и чувства ответственности у ребенка. Эти знания актуальны сейчас, во время пандемии коронавируса, а в будущем пригодятся взрослым, которые столкнутся с ВИЧ/СПИДом вокруг себя и должны будут отвечать за свое здоровье и здоровье своих партнеров.

«В профилактике инфекций и в борьбе с ними важны не только узкопрофессиональная дискуссия среди специалистов и академические статьи, важно объяснять людям, что такое вирусы, давать базовые знания о мире микроорганизмов. Это весьма непросто для восприятия взрослыми, а детьми — тем более. Мы ищем и находим новые формы коммуникации с разной аудиторией. После «погашения» коронавируса мы увидим новых детей, не вчерашних и даже не сегодняшних. И должны будем измениться сами. А еще изменить подход к воспитанию — на уровне знаний и поступков. Нам нужно вовремя успеть за этим вызовом времени», — заключил медик.

Мазус подчеркнул, что функция всех врачей не только обсуждать инфектологию и лечить больных, но и вести просветительскую работу в обществе, объяснять людям про вирусные угрозы. «Для этого потребуется найти оптимальный язык, на котором можно будет разговаривать о любых видах инфекции с людьми любых возрастов. В современных реалиях, — подчеркнул Мазус, — представители старшего поколения порою даже более уязвимы перед ВИЧ-инфекцией, чем молодежь. Причина тому — знания: молодое поколение вырастает с пониманием того, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать правила безопасного поведения и выстраивать свою жизнь с ЗОЖ-позиций, особенно в Москве, где этот мировой тренд активно прививается в рамках профилактических программ столичного здравоохранения».

Отвечая на вопросы читателей, Леонид Марголис отметил, что эти книги о вирусе не первый его литературный опыт. В прошлом году была переиздана книга «Клетки в клетке, или Откуда ты взялся?» Марголис много лет назад написал ее для своей семилетней дочери, чтобы ответить на «взрослые вопросы», которые неизбежно начал задавать ребенок. По его словам, несмотря на солидную школьную программу по биологии, далеко не каждый взрослый сегодня в состоянии ответить на вопрос, чем отличается вирус от бактерии, хотя это базовые знания.

В рамках презентации организаторы подготовили специальный видеоролик «Устами младенца», где дети, как могли, отвечали на вопросы «что такое вирус?» и «чем отличается обычный вирус от коронавируса?»

Презентация книг состоялась при поддержке Национальной вирусологической ассоциации и Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы.

 

Источник