Можно и лицензию на стол положить

ФАС настаивает на принудительной передаче патентов на лекарства

pic
Можно и лицензию на стол положить ФАС настаивает на принудительной передаче патентов на лекарства

ФАС настаивает на принудительной передаче патентов на лекарства

Законопроект о принудительном лицензировании фармпрепаратов вновь обсуждается в правительстве: вчера ФАС представила его текст юридическому сообществу. Чтобы фармпроизводитель в России мог получить лицензию на производство препарата, интеллектуальная собственность на который принадлежит другому юрлицу, потребуется доказать в суде либо изъятие его из обращения, либо установление монопольно высокой цены, совмещенные с угрозой жизни и здоровью граждан. Проект ФАС шире производства лекарств, в теории он распространяет полномочия ведомства на интеллектуальную собственность в целом.

Вчера заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский представил на встрече с представителями Ассоциации юристов России последнюю редакцию законопроекта о принудительном ограничении прав интеллектуальной собственности в отношении лекарств и медицинских изделий (копия есть у "Ъ").

ФАС предлагает дать правительству полномочия разрешать использование разработок без согласия патентообладателя с выплатой ему компенсации - сейчас такая норма распространяется только на оборонные нужды.

Ведомство Игоря Артемьева предлагает в качестве механизма реализации идеи ввести в Гражданский кодекс закрытый список условий принудительного лицензирования - установление монопольно высокой цены, изъятие товара из обращения или остановку его производства, которые должны быть зафиксированы ФАС.

Антимонопольный орган или "лицо, желающее и готовое использовать" интеллектуальную собственность, сможет подать в суд иск к правообладателю о предоставлении принудительной неисключительной лицензии, указав предлагаемые условия лицензирования.

Прекращать действие принудительной лицензии ФАС предлагает в судебном порядке - если она не используется. В закон "О защите конкуренции" предлагается новая статья 12.1, распространяющая полномочия ФАС на отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, - сейчас в общем случае ведомство этими отношениями не занимается. Отметим, что законопроект ФАС не ограничивается фармрынком, механизм принудительного лицензирования может включаться "в интересах охраны жизни и здоровья граждан" (дополнение к формулировкам ст. 1360 ГК) - это довольно широкая формулировка, которую теоретически можно распространить на соцсферу, агрокомплекс, ЖКХ, смежные отрасли промышленности. Уже в нынешних формулировках механизм прямо затрагивает рынок медицинской техники.

ФАС ссылается на то, что практика принудительного выпуска лекарств от ВИЧ существует в Индонезии, Бразилии и Индии, а в Канаде в 2001 году выдали такую лицензию на препараты от сибирской язвы при угрозе террористических атак. В странах Латинской Америки такая практика позволила снизить стоимость лечения ВИЧ в разы, отмечает президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко.

Напомним, идею принудительного лицензирования в РФ в феврале предложил президенту Владимиру Путину основатель "Фармасинтеза" Викрам Синх Пуния. ФАС официально начала подготовку законопроекта в конце февраля. В конце апреля РБК со ссылкой на письмо вице-премьера Аркадия Дворковича президенту Владимиру Путину сообщал, что профильные ведомства сочли идею принудительного лицензирования "нецелесообразной", однако позже ФАС подчеркнула его важность, включив его в свой стратегический план конкурентной политики на ближайшие годы. Проект ФАС - "с тяжелой судьбой", констатировал Сергей Пузыревский, и даже нынешняя версия документа будет дорабатываться при участии Минэкономики, Минюста, Минздрава и Минобразования. Он отметил, что ведомства относятся к проекту настороженно, "не уверен, что именно в этой редакции такие нормы пройдут", сообщил он "Ъ".

Как отмечает Александра Нестеренко из ОКЮР, необходимо просчитать финансовые последствия принудительного лицензирования с учетом нормальной рентабельности не только для лицензиаров, но и для лицензиатов. "Формальное нарушение прав интеллектуальной собственности позволяет значительно улучшить здоровье миллионов граждан, но может не позволить фармпроизводителям покрыть издержки на разработку инновационных препаратов и продолжить исследования", - говорит она. Как поясняет юрист крупной фармкомпании, входящей в ОКЮР, к вице-премьеру Аркадию Дворковичу обращались инновационные компании, чтобы защитить свои интересы инвесторов, локализовавших производство по госпрограмме развития фармацевтики до 2020 года, - они полагают, что принудительное лицензирование может затормозить локализацию. "К лекарственным препаратам данный механизм не применялся ни разу, и говорить о его пользе для общественного здравоохранения абсолютно нет оснований", - считает собеседник "Ъ".

Автор: Дмитрий Бутрин