Москва успешно борется со СПИДом

Столица продолжает оставаться одним из самых безопасных в мире мегаполисов с точки зрения ВИЧ-инфекции

pic
Москва успешно борется со СПИДом Столица продолжает оставаться одним из самых безопасных в мире мегаполисов с точки зрения ВИЧ-инфекции

 ФОТО: Алексей Шанин

В Москве ежегодно стабильно снижается число инфицированных ВИЧ горожан, а в возрастной группе 15–17 лет эта все еще грозная инфекция практически исключена. О новых научных решениях и перспективных медицинских сценариях говорилось в ходе пресс-конференции Информационного центра правительства Москвы «Москва — пространство научного успеха в борьбе со СПИДом и новыми вызовами». Например, в Научном центре им. Гамалеи, где была разработана первая российская вакцина от коронавирусной инфекции «Спутник V», сегодня работают над созданием вакцины для пациентов с ВИЧ-инфекцией, которая позволит затормозить распространение заболевания. Об этом журналистам рассказали во время пресс-конференции.

Сегодня распространенность ВИЧ-инфекции в Москве ниже, чем во многих столицах и крупных городах Европы и Америки, не говоря уже об Африке и некоторых странах Азии. При этом, как заявил в ходе пресс-конференции главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Минздрава России и Департамента здравоохранения столицы Алексей Мазус, каждый год снижается количество новых случаев инфицирования: «Мы фиксируем в Москве стабильное снижение заболеваемости. Благодаря эффективной интегрированной системе менеджмента, известной в международном профессиональном сообществе как «московская модель борьбы со СПИДом», молодежь практически перестала заражаться ВИЧ, мы регистрируем единичные случаи. Заболеваемость среди молодых людей за эти годы снизилась в 50 раз, в возрастной группе 15–17-летних она практически сведена к нулю. Среди молодежи 18–24 лет цифра также существенно упала. Это безапелляционный индикатор того, что все медицинские и управленческие решения в отношении профилактики ВИЧ-инфекции верны. И это тот опыт, к которому зарубежные коллеги проявляют большой интерес».

Кроме того, доктор Мазус рассказал об организации медицинской помощи пациентам с ВИЧ: «Более 90% пациентов Московского центра СПИД получают необходимую терапию. Что касается лечения, то по его качеству Москва сегодня находится на уровне Западной Европы и США. Пациентам в полной мере доступны любые инновационные лекарства, которые делают качество жизни принципиально другим. Отдельный вопрос — здоровьесберегающие технологии для сложных больных. Здесь нам также есть что представить в качестве реальных достижений: это впечатляющие возможности лечения ВИЧ с сочетанной онкопатологией и пересадки печени нашим пациентам — сложнейшие высокотехнологичные операции, которые еще недавно находились за горизонтом».

«Нашу страну отличает четкая система мониторинга заболеваемости на основе Big data. Сегодня Москва — абсолютный лидер по количеству обследуемых людей. Ежегодно в столице более 43% жителей сдают тесты на ВИЧ. Когда появилась коронавирусная инфекция, мы использовали эти же модели с базами данных обследованных людей. Это дало нам возможность набрать большой массив данных, одним из первых в мире провести исследования и создать вакцину, которая, как оказалось впоследствии, идеально подошла для защиты от ковида ВИЧ-инфицированных пациентов, это доказали исследования и подтвердили рецензенты», — рассказал Алексей Мазус.

Фото:Алексей Шанин

Как отметил руководитель референсного центра по коронавирусной инфекции НИЦЭМ им. Гамалеи, один из соавторов российской вакцины «Спутник V» Владимир Гущин, благодаря отлаженной системе учета и контроля ВИЧ-инфицированных ученым удалось быстро собрать группу участников для проведения клинических исследований вакцины «Спутник V» среди ВИЧ-положительных: «Мы провели когортное исследование, которое стало уникальным, — оно показало иммунологическую эффективность вакцины «Спутник V» у пациентов, которые получают антиретровирусную терапию. Такие пациенты после вакцинирования защищены также хорошо, как и среднестатистические люди из популяции. Это очень ценные результаты. Кроме того, мы установили, что с приходом новых вариантов SARS-CoV2 эффективность защиты меняется. Мы начали обновлять антигенный состав вакцин, они уже прошли доклинические исследования, и новые вакцины будут своевременно адаптироваться. И все эти результаты мы также получили благодаря пациентам с ВИЧ».

Владимир Гущин рассказал, что пандемия многому научила наших ученых: «Мы вынесли много уроков по итогам последних трех лет. В нашем научном центре много лабораторий, и сегодня мы проводим много исследований, связанных с разработкой стратегических резервных препаратов: вакцин, противовирусных, антибиотиков, моноклональных антител. И мы можем ускорить процесс внедрения других средств».

Тем не менее вакцины от СПИДа в мире за все годы его существования так и не появилось, несмотря на то что многие страны ведут исследования в этом направлении. Алексей Мазус поинтересовался у Владимира Гущина, можно ли создать такую вакцину на платформе «Спутника». В ответ ученый рассказал, что пока о создании вакцины от СПИДа для здоровых людей речи не идет, однако принцип генно-терапевтического подхода можно использовать для создания вакцинного препарата для ВИЧ-инфицированных. Предполагается, что такая вакцина сможет повлиять на иммунный статус пациента, то есть перепрограммировать его иммунитет. «ВИЧ уничтожает определенные клетки иммунной системы и не позволяет клеткам-хелперам нас защищать. Нужно учитывать опыт людей, которые не инфицируются естественным образом или, заразившись, не имеют никаких симптомов. Есть идея создавать вакцинные препараты, которые будут перепрограммировать иммунитет так, чтобы они не испытывали симптомов. Новые технологии позволяют достичь таких результатов — мы можем получать иммунный ответ против таких антигенов, против которых раньше не могли», — говорит Владимир Гущин.

Что касается других разработок, то, по словам Гущина, в лабораториях Гамалеевского центра ведется работа над созданием антибиотиков принципиально иного действия. Проблема устойчивости микробов к антибиотикам с каждым годом нарастает во всем мире, в период пандемии она еще больше обострилась, однако новых препаратов этого класса в последние годы не появляется. И даже те, что исследуются, в основном создаются на базе существующих лекарств — новых молекул не разрабатывается. «У нас есть несколько разработок антибактериальных препаратов, которые работают по принципиально иной схеме. Стандартный антибиотик направлен на то, чтобы убить патогенный микроорганизм, а наш новый кандидат в препараты обезоруживает бактерию, отключая у нее фактор вирулентности, то есть дает возможность иммунной системе человека самостоятельно убить микроб. Сейчас такой препарат у нас на первой стадии клинических исследований, однако мы думаем расширять показания к его применению. Кроме того, у нас есть экспериментальные разработки молекул на базе особых белков бактериофагов (они проходят доклинические исследования). Такие препараты называют терапией последней надежды», — говорит Владимир Гущин.

По словам Алексея Мазуса, сегодня молодые люди охотно идут в науку и стремятся заниматься исследованиями, которые в будущем пойдут на пользу человечеству, Москва дает для этого огромные возможности. К счастью, санкционная политика не сильно затронула международное сотрудничество в области медицины. «Наша общая миссия — лечить людей, помогать пациентам с тяжелыми заболеваниями. И это все понимают», — говорит доктор Мазус.

Источник