Гладко было на бумаге

С 1 января 2017 года в российских регионах начал действовать федеральный регистр ВИЧ-инфицированных пациентов. Но полное понимание алгоритма и цели данной инициативы до сих пор до конца не достигнуто, отмечают специалисты.

pic
Гладко было на бумаге С 1 января 2017 года в российских регионах начал действовать федеральный регистр ВИЧ-инфицированных пациентов. Но полное понимание алгоритма и цели данной инициативы до сих пор до конца не достигнуто, отмечают специалисты.

С 1 января 2017 года в российских регионах начал действовать федеральный регистр ВИЧ-инфицированных пациентов. Но полное понимание алгоритма и цели данной инициативы до сих пор до конца не достигнуто, отмечают специалисты.

Перед выбором

"Государственные учреждения и законопослушные частные клиники будут выполнять свою задачу - подписывать с человеком информированное согласие и собирать сведения в реестр. В результате пациент ставится перед выбором: или он подписывает информированное согласие и получает помощь в медучреждении, или идет в "серую" клинику, где ему окажут помощь условно анонимно, но при этом полулегально", - отмечает медицинский директор ГК "Медика" Наталья Григорьева.

"Медика" собирается работать по предложенной государством схеме и разрабатывает форму дополнительного информированного согласия. "И, когда пациенты придут сдавать кровь, будем действовать по регламенту. Но хотелось бы более четкого понимания - для какой цели создается этот регистр", - признается Наталья Григорьева. По ее словам, формулировки "для обеспечения необходимого запаса ЛП" в данном случае недостаточно.

Эксперт приводит в пример СПИД-центр в Санкт-Петербурге. Учреждение, которое отслеживает, диспансеризирует пациентов, находящихся и в группе риска, в том числе по контакту, и тех, кто уже заболел и нуждается в лечении. Но проблема в том, что средства из бюджета рассчитаны только на декретированные группы населения: тех, кто официально работает в госсекторе. "А теперь представьте. Врач частной компании получил на операции травму. И ему необходима ретровирусная профилактика - в течение 72 часов надо принять ЛП, чтобы не заболеть. То есть, доктор из госучреждения может, получив справку с места работы, встать в СПИД-центре на учет и ему бесплатно будет обеспечен ЛП. Врач частной клиники в этом отношении бесправен. Причем он даже купить лекарство не сможет - его нет в доступе. Целью документа, если он принимается, должно стать применение общего правила для всех граждан РФ", - уверена Наталья Григорьева.

Обратный эффект

Директор Петербургского медицинского форума, к.м.н., доцент Сергей Ануфриев критикует инициативу в еще более жестких тонах. По его мнению, реестры по ВИЧ и туберкулезу будут иметь прямо противоположный эффект от тех целей, для которых они создаются: вполне реальна утечка информации, дискриминация граждан в профессиональном плане, снижение обращаемости пациентов за диагностикой, взятки в ЛПУ, дабы не попасть в "черный список" и т.д.

По словам эксперта, как раз это стало причиной отказа от подобной централизации информации во всем мире,потому что это уязвимая категория граждан. По утечке и кражам информации именно медицинские данные пациентов стоят на первом месте.

"Декларируется, что реестр создается якобы для того, чтобы обеспечить эффективное лекарственное обеспечение людям, мигрирующим по территории РФ. Но правда заключается в том, что и сейчас порядка 40% ВИЧ-инфицированных не получают лекарства. И вряд ли они их будут получать, если окажутся в реестре. Мы столкнемся с тем, что люди будут просто бояться фиксировать свой диагноз. И, как следствие, еще больше пациентов с ВИЧ окажутся лишенными должного лечения и необходимого лекарственного обеспечения. То есть, все это приведет к еще худшим последствиям", - уверен Сергей Ануфриев.