«Эта штука спадает»

Президентский эксперт о том, почему нравственность надежнее презервативов

pic
«Эта штука спадает» Президентский эксперт о том, почему нравственность надежнее презервативов

Президентский эксперт о том, почему нравственность надежнее презервативов

В России с конца мая запрещена продажа одной из самых популярных марок импортных презервативов. В Роспотребнадзоре пояснили, что изделия не прошли сертификацию, однако заверили: дефицита не будет. Между тем некоторые научные эксперты считают, что роль кондомов в предохранении от беременности и венерических заболеваний сильно преувеличена. В нашумевшем докладе «Социальные аспекты противодействия ВИЧ-инфекции в мегаполисах», составленном специалистами Российского института стратегических исследований при президенте России, говорится, что популяризация презервативов, наоборот, провоцирует эпидемию. Один из авторов доклада, демограф Игорь Белобородов рассказал «Ленте.ру» о том, почему нравственность и воздержание должны послужить альтернативой изделиям из латекса.

«Лента.ру»: Вы действительно считаете, что от презервативов только вред?

Игорь Белобородов: Я так никогда не говорил. А слова эти стали мне приписывать после того, как журналисты исказили информацию о нашем докладе «О противодействии...». На самом деле там было следующее утверждение: расширенный доступ подростков и молодежи к презервативам — не панацея. И в том виде, как сейчас их пропагандируют в обществе, презервативы даже больше способствуют эпидемии, чем борются с ней. Об этом, в частности, говорит Хоакин де Ирала, испанский исследователь, профессор превентивной медицины Университета Навара. А также его коллега Эдвард Грин из США, который возглавлял профильный центр по профилактике СПИДа в Гарварде.

Вы меня пугаете… Неужто способствует?

Ученые утверждают, что как только вы даете человеку презерватив и говорите, что это основное средство профилактики СПИДа и половых инфекций, вы практически повышаете число его половых партнеров. После уроков сексуального образования в школах у подростков растормаживается интерес к половым отношениям. И происходит всплеск сексуальной активности. Дети к этому ни психологически, ни физиологически не подготовлены. В конце 1990-х годов, когда в России начали реализовывать программы планирования семьи, пошел рост венерических болезней и беременностей у школьников. Сейчас у нас из общего количества абортов в России почти 10 процентов приходится на подростков.

Почему вы связываете это с популяризацией презервативов? Может, подростков просто не научили правильно ими пользоваться?

Врачам известно, что по целому ряду болезней, включая хламидиоз, генитальный герпес, цитомегаловирус, то есть инфекций вирусной этиологии, презерватив не является эффективным средством. Кроме того, у каждого метода контрацепции, кроме стерилизации, есть осечки. И увеличение количества половых партнеров усиливает эти риски. Последние научные исследования показывают, что эффективность презерватива от заражения СПИДом — 80 процентов. Представьте пистолет, у которого в барабане десять патронов. И два из них боевые.

Все лучше, чем десять из десяти... Так хоть восемь спасутся — уже немало.

Много это или мало — не знаю. Есть еще один нюанс. Прошу прощения, но не редкость, когда эта штука спадает. Подросткам презерватив банально велик. Это только в Швейцарии недавно дошли до того, что стали выпускать презервативы маленьких, «детских» размеров. Ну и поскольку преподносится, что презерватив — панацея от всего, у подростка сносит тормоза. По данным за 2005-2006 годы, самый высокий уровень распространения венерических болезней, в частности гонореи, зафиксирован в Испании. И именно в этой стране уровень использования подростками презервативов самый большой в мире.

Лучше ли будет, если мы вообще откажемся от презервативов?

Нужно правильно о них рассказывать. А не говорить, что они панацея. В США в свое время был разработан подход АВС — аббревиатура английских слов. Концепция состоит из трех частей. Первое — воздержание до брака, вступление в брак не в 15 лет, а в 19-20, когда у человека накапливается какой-то жизненный опыт. Второе — верность. Через соцрекламу, мессенджеры, выступления политиков публике давался сигнал: не изменяй в браке. И только лишь третья часть, и далеко не самая важная — презервативы. Если ты сумасшедший и занимаешься проституцией, употребляешь наркотики, то хотя бы предохраняйся. Наши либералы-апологеты из всей этой трехступенчатой системы взяли только последнюю часть. А ведь уже имелись примеры губительных последствий такой избирательности. Возьмите две африканские страны — Уганду и соседнюю Ботсвану. Первая старательно использовала все три метода профилактики. В результате в Уганде заболеваемость СПИДом с 1990 по 2011 год упала втрое. А в Ботсване выросла в восемь раз.

Что же, нам теперь на Уганду ориентироваться?

Если вы внимательно слушаете, я приводил в пример и США. Джордж Буш-младший выделял миллиарды долларов на нравственный подход. В Америке уровень подростковой беременности при его правлении был самым низким за всю историю США. И в Уганде как раз заимствовали американскую модель, разработанную учеными, а не проходимцами.

Вам известно, каким способом можно удержать подростка от сексуального контакта?

Родителям нужно побольше общаться с детьми. Когда станет ясно, что сын или дочь созрели для разговоров на откровенную тему, нужно инициировать такие беседы. Подростки остро чувствуют неправду. Безусловно, их можно обмануть. Но пройдет время, и они будут вспоминать всю жизнь, как представители образовательной системы или нерадивые родители привили им не те навыки. Или навыки рискованного потребления. Поэтому лучший подход — быть с подростками откровенным.

Насколько откровенными? Все-таки заниматься секспросветом, рассказывать, что такое секс, какие есть способы предохранения от нежелательных беременностей и болезней?

Конечно. Но — правдиво. Например, вы говорите своему подростку: у тебя есть выбор. Ты можешь не размениваться на многочисленные половые связи, потому что это удел проституток. Ты можешь не употреблять наркотики. Это будет правильно. Потому что иначе ты проживешь не больше 35 лет, и вероятность СПИДа у тебя будет выше. Ты можешь делать все это, но пользоваться презервативом. Однако тогда вероятность того, что ты заразишься СПИДом или другими болезнями, увеличится на 20 процентов.

Надо рассказывать подросткам, что такое саморазрушение, самоликвидация. Что значит безопасное поведение, которое в конечном счете дает меньше рисков. Должны быть целевые установки. В данном случае — это крепкая, твердая, верная семья. Если на это мы ориентируем подростка, мы на правильном пути.

Думаете, сейчас с ними никто не проводит таких бесед? Или делают это неправильно?

Может быть, действительно неправильно. Сейчас в Москве начал реализовываться новый метод. Это когда не детей учат чему-либо в этой тонкой сфере, а приглашают их родителей. Опытнейшие педагоги объясняют, как лучше донести нужные сведения до детей. А уж как к информации отнесется сам подросток, наломает ли он дров, пойдет ли путем проб и ошибок, мы не можем предсказать. Это во многом зависит от качества образовательных программ, позиции родителей, окружения подростка. Но это окружение также формируют родители. Если они, условно говоря, вовремя отдают его в спортивную секцию и следят за его друзьями, шансов намного меньше, что он попадет в плохую компанию. Модель, на которой мы настаиваем, снижает риски той же эпидемии СПИДа в десятки раз, а не в разы. В будущем мы сможем предъявить намного более здоровые поколения и в нравственном отношении, и в физическом.

Допустим, на подростков подействует родительский авторитет. Но как убедить в пользе воздержания молодых людей 20-30 лет, которые еще не создали крепкую, твердую, верную семью? Ведь в этом возрасте наступает пик сексуальной активности.

Эта группа разнообразна. Тут есть и наркоманы, и проститутки, и гомосексуалисты. Естественно, послания о верности или воздержании до них вряд ли дойдут. Самое лучшее, что можно сделать в этом случае, — обезопасить общество от них.

То есть эту молодежь мы уже упустили?

Ну почему же. Среди них есть и случайные люди. Представьте двадцатилетнего юношу. Он привык к разгульному образу жизни, потому что смотрит телевизор, слушает лидеров мнений. Для некоторых популярных медийных личностей сменить партнера — все равно что поменять перчатки. Но если рассказать им правду — поведение еще можно скорректировать. С теми, кто занимается проституцией, говорить об ответственности уже бесполезно. А с их потенциальными клиентами — можно.

В одном из интервью вы говорили, что пропагандировать презервативы выгодно западным компаниям-производителям. А если в этой сфере производства случится импортозамещение, измените свои установки?

«Импортозамещение» в этой сфере возможно только нравственное. Когда мы будем проповедовать не чуждый нам идеал женщины легкого поведения, а идеал верной супруги и матери — это действительно импортозамещение. А российские производители презервативов также заинтересованы в том, чтобы школьникам преподавался разврат в разных формах.