Долгая учеба в школе спасет страны третьего мира от эпидемии ВИЧ

Медики проследили за распространением ВИЧ в Ботсване и пришли к выводу, что реформы школьного образования и продление обучения детей в школе может снижать вероятность заражения на 8-12%.

pic
Долгая учеба в школе спасет страны третьего мира от эпидемии ВИЧ Медики проследили за распространением ВИЧ в Ботсване и пришли к выводу, что реформы школьного образования и продление обучения детей в школе может снижать вероятность заражения на 8-12%.

Длительные наблюдения за распространением вируса иммунодефицита в Африке показали, что долгое обучение детей в школе делает их более разборчивыми в половых связях, что снижает шансы на их заражение ВИЧ, заявляют медики в статье, опубликованной в журнале Lancet Global Health .

По статистике ВОЗ, сегодня носителями ВИЧ являются около 35 миллионов человек, и каждый год от СПИДа и связанных с ним проблем умирает около полутора миллионов людей. Большая часть носителей вируса сосредоточена в тропической и экваториальной Африке, где проживает около 70% от общего числа зараженных людей. По этой причине борьба с эпидемией ВИЧ в этом регионе является приоритетом для ВОЗ и прочих органов ООН.

Ян-Уолтер де Неве (Jan-Walter de Neve) из Гарвардского университета (США) и его коллеги следили за здоровьем семи тысяч жителей Ботсваны на протяжении нескольких лет, наблюдая за распространением инфекции и тем, какие факторы влияют на предрасположенность африканцев к заражению ВИЧ.

Относительно недавно, в 1996 году, Ботсвана перешла на новую систему образования, в рамках которой был введен 10 класс во всех школах страны и значительно расширено общее время обучения, в результате чего ботсванские школьники начали проводить на 10 месяцев больше в школе, чем в предыдущие годы.

Как отмечают де Неве и его коллеги, более длительное и качественное образование обычно ассоциируется в развивающихся странах с повышенным уровнем жизни и меньшей распространенности проституции и прочих рисковых способов добычи денег. Руководствуясь этой идеей, авторы статьи проверили, не повлияла ли реформа 1996 года на скорость распространения ВИЧ среди жителей Ботсваны.

Анализ данных, собранных в середине 2000 годов, показал, что более качественное школьное образование очень благоприятно сказалось на жизни ботсванцев - вероятность заражения ВИЧ упала на 8%, с 25 до 17%, что особенно сильно проявлялось среди женщин, риск инфекции для которых снизился на 12%.

С материальной точки зрения, подобный результат демонстрирует, по словам де Неве и его коллег, что вложения в систему образования могут быть более выгодными для борьбы с ВИЧ и СПИДом, чем простая профилактика, распространение контрацептивов и прочих средств половой защиты.

Как надеются ученые, дальнейшие образовательные реформы в Ботсване поможет сдержать темпы роста инфекции в стране, где сегодня, по официальной статистике, около 22% молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 49 лет являются носителями ВИЧ.