Психиатр-нарколог Евгений Брюн — о том, как должна реализовываться стратегия по профилактике и лечению ВИЧ в России
Распоряжением правительства утверждена Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции на территории России на период до 2020 года.
Разработка этого концептуального документа велась несколько лет, сопровождаясь весьма острой полемикой по ключевым положениям документа. В результате мы получили сбалансированную концепцию работы по борьбе с ВИЧ-инфекцией в нашей стране, и, конечно, особое место здесь занимает профилактика ВИЧ среди наркозависимых.
На сегодня наркомания, безусловно, остается одним из «локомотивов» эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашей стране. Более половины всех новых случаев заражения ВИЧ приходится на потребителей инъекционных наркотиков. Особое значение этот фактор имеет в наиболее проблемных регионах Поволжья, Урала и Сибири. И на повестке дня обязательная задача — системная, масштабная и жизненно важная — по изменению сложившегося положения.
Потребители инъекционных наркотиков относятся к особой группе риска заражения ВИЧ-инфекцией. Мотивирование их к обследованию на ВИЧ-инфекцию и лечению — неотъемлемое звено профилактики. Обследование на ВИЧ необходимо проводить всем пациентам, обращающимся за медицинской помощью по наркологии. Однако нередко само обращение, например, в наркодиспансер, для больного психологически сложный шаг.
Именно в этой связи — и это четко отмечено в стратегии — очень важна роль социально-ориентированных некоммерческих организаций в привлечении больных наркозависимостью к тестированию.
Опыт Москвы показывает, что согласованные действия представителей НКО и наркологической службы позволяют эффективно вовлекать и удерживать пациентов в лечебных программах как по наркозависимости, так и по ВИЧ-инфекции. С выходом стратегии эти задачи ставятся перед всей наркологической службой страны.
Случаи же идеологического «перехвата» больных, выступающие под флагами либерального «развития наркополитики», гуманности, терпимости, прав и достоинства человека, на поверку лежат вне сферы социальной или медицинской помощи. И, увы, приводят к трагическим исходам для людей, которые могли бы обратиться за помощью к качественному, современному российскому здравоохранению.
Необходимо свести к минимуму смертельно опасное тиражирование в СМИ заявлений самозваных экспертов по государственной наркополитике о том, что в России наркологическая помощь организована плохо и сильно отстала от западной. На Западе такой отрасли здравоохранения — наркологии — как системной технологически выстроенной преемственной помощи больным наркоманией — вообще нет. Лукавое манипулирование сознанием человека, больного наркоманией, когда ему предлагается «легкий путь» вместо трудного и мужественного отказа от наркотического пайка, в конечном итоге приводит к гибели этого человека. Замена медицинской помощи акциями протеста и судебными тяжбами за предоставление бесплатного наркотика не может привести в будущее.
Своевременное выявление ВИЧ-инфекции — только начало пути пациента к восстановлению его здоровья. Для нормализации качества жизни и возвращения больного в социум необходимо развивать систему реабилитации наркозависимых, в том числе и их социальной поддержки. Подобная реабилитация и ресоциализация не могут проходить в отрыве от взаимодействия с наркологической службой. Лишь единая архитектура реабилитационного процесса, ориентированная на постоянное сопровождение пациента врачами-наркологами, позволяет сохранить длительную ремиссию наркозависимости.
Поэтому принятие адекватных мер по противодействию эпидемии невозможно без учета обоснованных потребностей этой группы лиц в медицинской и социальной помощи. Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции этому будет способствовать, четко отражая основные позиции профессионального сообщества и поддерживая участие в профилактических мероприятиях социально-ориентированных НКО.
Отдельно хотелось бы остановиться на теме «заместительной терапии», в дискуссиях о которой, в том числе и в ходе работы над стратегией, было сломано немало копий. Запрет метадоновой терапии в России абсолютно обоснован. Подобное «лечение» не способствует формированию у пациента желания отказаться от употребления психоактивных веществ.
Что касается роли «заместительной терапии» как фактора противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции (а именно в этом контексте она сегодня и пропагандируется), то провал этих программ на Украине ясно свидетельствует не только об отсутствии эффективности подобных технологий как метода профилактики ВИЧ-инфекции, но и о неприменимости ее в Восточной Европе в принципе.
Профилактика ВИЧ-инфекции среди наркозависимых требует усилий не только со стороны профессионального сообщества, но и всех заинтересованных ведомств. Ныне координирующую межведомственную функцию на федеральном уровне исполняет Совет по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, созданный по инициативе Валентины Матвиенко. Реализация положений стратегии станет одним из вопросов, который будет рассматриваться на ближайшем заседании совета.
Мы должны максимально защитить людей как от возможности заражения, так и от упущенного шанса на выздоровление и полноценную жизнь.
Автор — главный внештатный специалист психиатр-нарколог Минздрава России, президент профессионального сообщества «Ассоциация наркологов»