Короткий курс Алендроната примерно во время начала антиретровирусной терапии на основе тенофовира может помочь предотвратить потерю костной массы, согласно исследованию, представленному вчера на виртуальной конференции CROI 2021.
Потеря костной массы – остеопения и ее более тяжелая форма, остеопороз – является распространенным метаболическим осложнением среди людей с ВИЧ, особенно пожилых людей. Потеря костной массы усугубляется хроническим воспалением и связана с некоторыми антиретровирусными препаратами, в частности тенофовиром дизопроксил фумаратом (TDF). Предыдущие исследования показали потерю костной массы в диапазоне от 2 до 6% в течение первого года антиретровирусной терапии (арт). Низкая минеральная плотность костной ткани (МПКТ) способствует хрупкости и может привести к падениям и переломам.
Доктор Тара Макгинти из Университетского колледжа Дублина и ее коллеги разработали отдельное исследование, чтобы оценить, может ли краткосрочное использование общего препарата перорального бисфосфоната Алендроната (фирменного как Фосамакс) предотвратить потерю костной массы у людей, начинающих лечение ВИЧ. Препарат, который одобрен для лечения остеопороза у ВИЧ-негативных людей, работает путем замедления реабсорбции костной ткани клетками, известными как остеокласты. В норме активность этих разрушающих кость клеток и продуцирующих кость клеток, называемых остеобластами, находится в равновесии, но ВИЧ или его лечение может привести к более высокому уровню оборота костной ткани и, по-видимому, смещает баланс в сторону потери костной массы над формированием костной ткани.
В этом многоцентровом исследовании 4-й фазы приняли участие 50 ранее не получавших лечения людей с ВИЧ, которые начинали антиретровирусные схемы, содержащие ТДФ, эмтрицитабин и третий препарат. Почти все (94%) использовали ингибиторы интегразы. Участники были рандомизированы для получения 70 мг перорального Алендроната или плацебо один раз в неделю, начиная с двух недель до начала АРТ до 14-й недели. ежедневные добавки кальция и витамина D3 были предоставлены обеим группам. МПКТ измеряли в поясничном отделе позвоночника и тазобедренном суставе на исходном этапе и на 14, 26 и 50 неделях.
Большинство участников (86%) были мужчинами, а средний возраст составил 35 лет (диапазон от 32 до 40 лет). В целом, около половины были белыми, треть-африканцами и 20% - южноамериканцами, хотя пропорции отличались между группами Алендроната и плацебо. Хотя население было этнически разнообразным, молодой возраст и небольшое количество женщин вызывали озабоченность, поскольку пожилые люди – особенно женщины в постменопаузе-подвергаются высокому риску потери костной массы. Большинство участников были классифицированы как имеющие нормальный вес. Исходная плотность костной ткани была одинаковой в обеих группах. Хотя предполагалось, что это будет критерием исключения, люди в руке Алендроната были в три раза более вероятны, чем те, кто в группе плацебо, чтобы иметь прошлые переломы (33% против 8%). И наоборот, меньше реципиентов Алендроната были нынешними или бывшими курильщиками, что является известным фактором риска потери костной массы. Медиана количества CD4 была немного ниже в группе Алендроната по сравнению с группой плацебо (348 против 428).
В 14 недель разница между двумя группами уже была очевидна. Люди, получавшие Алендронат, имели медианное увеличение общей МПКТ тазобедренного сустава на +1,88% по сравнению со снижением на -0,65% в группе плацебо, что является статистически значимой разницей (Р = 0,03). МПКТ медленно и неуклонно снижалась в обеих группах, закончившись увеличением на +0,50% в группе Алендроната по сравнению со снижением на -2,70% в группе плацебо на 50-й неделе, которое оставалось значительным (Р = 0,02).
В группе Алендроната наблюдалось медианное увеличение МПКТ в поясничном отделе позвоночника на +1,24% через 14 недель по сравнению со снижением на -0,96% в группе плацебо, что является достоверной разницей (Р = 0,01). Опять же, плотность костной ткани снизилась в обеих группах с течением времени. Через 24 недели в группе Алендроната все еще наблюдалось увеличение на +0,50% по сравнению с уменьшением на -2,50% в группе плацебо. Но к 50-й неделе этот показатель снизился до -1,40% и -3,70% соответственно в обеих группах, и разница больше не была существенной.
Алендронат был безопасен и обычно хорошо переносился. Около половины реципиентов Алендроната (52%) и 39% реципиентов плацебо испытывали связанные с лечением побочные явления, чаще всего желудочно-кишечные симптомы. В обеих группах не было серьезных нежелательных явлений, и никто, принимавший Алендронат, не вышел из исследования из-за нежелательных явлений (хотя три реципиента плацебо сделали это).
Короткий курс Алендроната при начале антиретровирусной терапии "предотвращал арт-ассоциированную потерю костной массы в течение 48 недель в области всего тазобедренного сустава", в то время как "защитный эффект также наблюдался в поясничном отделе позвоночника, но был ограничен первыми 24 неделями", заключили исследователи.
Учитывая, что препарат является недорогим, легкодоступным и хорошо переносимым, они добавили, что эти данные подтверждают использование короткого курса генерического Алендроната для сохранения МПК у людей с ВИЧ, инициирующих арт, в том числе в условиях ограниченных ресурсов.